UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отношения ЕС и Китая споткнулись об Украину

Автор: Наталия Бутырская

Запланированный на следующий понедельник, 10 июля, визит главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля в Пекин отменила китайская сторона. Официальный представитель китайского МИД в среду не прокомментировал это сообщение, при этом заметил, что Высокий представитель ЕС посетит страну «в удобное для обеих сторон время». Такие действия свидетельствуют о том, что отношения между Брюсселем и Пекином не лишены проблем.

Читайте также: В ходе визита в Китай глава Минфина США предупредит о последствиях предоставления летальной помощи России — Reuters

Война России против Украины — один из наиболее спорных вопросов в отношениях между ЕС и Китаем. Несмотря на поддержку на словах суверенитета и территориальной целостности «всех государств», Пекин никогда не критиковал агрессию Кремля и аннексию украинских территорий. Он не только не присоединился к западным санкциям, но и постоянно осуждает их введение и значительно нарастил свои торгово-экономические отношения с РФ (за прошлый год они выросли на 30%). Именно благодаря в первую очередь китайской поддержке Москве удалось удержать экономику на плаву, а Путину — не оказаться в полной международной изоляции.

Также некоторые китайские компании были пойманы на поставках россиянам товаров двойного назначения. 23 июня ЕС впервые внес в 11-й пакет санкций три компании, зарегистрированные в КНР. В предыдущем списке речь шла о восьми китайских компаниях. Но под давлением китайской стороны, которая активно включилась в отстаивание своих компаний и пообещала зеркальные меры, пять из них были удалены под обещания европейцев следить за их действиями.

На саммите ЕС 29–30 июня Евросоюз подтвердил многогранный подход к КНР как партнеру, конкуренту и системному сопернику одновременно. Брюссель заинтересован в продолжении сотрудничества в сферах, представляющих общий интерес, — прежде всего это касается решения глобальных проблем, — но будет стремиться к равным торгово-экономическим отношениям и уменьшать критическую зависимость, снижать риски и диверсифицировать сотрудничество там, где будет считать необходимым.

Что же касается российской агрессии против Украины, то Китай как постоянный член Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержку международного порядка, который основывается на правилах, Уставе ООН и международном праве. Поэтому Европейский совет призвал Китай надавить на Россию, чтобы та прекратила агрессивную войну и немедленно, полностью и безоговорочно вывела войска из Украины.

Участники саммита, как заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц, сошлись на том, что продолжат подталкивать Китай воспользоваться своим влиянием на Россию, чтобы «остановить эту ужасную войну против Украины». Европейские лидеры оставляют поле для дипломатического маневра Китая даже в условиях, когда тот не демонстрирует намерений уменьшить взаимодействие с РФ. Так, в последнее время, уже после мятежа Пригожина, китайская делегация посетила Москву для обсуждения общей противоракетной обороны, министр обороны КНР Ли Шанфу встретился с главнокомандующим ВМС РФ для укрепления двустороннего сотрудничества, а вице-премьер РФ Денис Мантуров приехал в Пекин обсудить промышленное сотрудничество для смягчения влияния западных санкций.

Близкие отношения Китая с Россией на фоне полномасштабного вторжения в Украину еще больше усилили негативные тенденции в отношениях между ЕС и КНР, наметившиеся в последние годы как внутри европейских институтов, так и на уровне государств-членов. «Будущее отношений между ЕС и Китаем во многом будет зависеть от того, как последний будет относиться к российской агрессии против Украины», — заявила Урсула фон дер Ляйен накануне поездки в Пекин в апреле этого года.

Читайте также: Китай принял военные корабли РФ, прошедшие вблизи Тайваня и Японии — Reuters

Эту позицию разделяет и Высокий представитель Европейского Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель, который в своей майской публикации «Как вести себя с Китаем» заметил: «Относительно Украины наш сигнал четкий: у отношений между ЕС и Китаем нет шансов на развитие, если Китай не подтолкнет Россию к выходу из Украины. Перед лицом конфликта, связанного с территориальной целостностью и суверенитетом независимого государства, любой нейтралитет на самом деле равноценен переходу на сторону агрессора».

Такой подход раздражает Пекин. Посол КНР в ЕС Фу Конг в интервью изданию The New Statesman отметил, что «неразумно связывать позицию Китая по украинскому кризису с двусторонними отношениями между КНР и ЕС», поскольку это «несправедливо» по отношению к Китаю и нецелесообразно для ЕС. По его словам, Китай играет положительную роль в содействии миру: Си Цзиньпин позвонил Владимиру Путину на второй день после начала конфликта, призвав к миру; лидер КНР лично поговорил с Владимиром Зеленским (хотя этот разговор состоялся не без давления европейских партнеров на Пекин.Н.Б.); Китай предложил собственный позиционный документ из 12 пунктов для мирного урегулирования конфликта и отправил специального представителя в Европу, чтобы выслушать позиции всех сторон. Впрочем, нереалистично ожидать, что КНР займет такую же позицию, как и европейцы, поскольку он — не в Европе, а его интересы отличаются от европейских. Посол также подчеркнул, что отношения КНР и ЕС многогранны, поэтому не следует позволять «украинскому кризису» доминировать в более широких интересах.

Пытаясь отделить безопасность от торгово-экономических отношений, Пекин надеется сыграть на разногласиях внутри ЕС, которые традиционно существуют как между самими государствами-членами, так и между ними и европейскими институтами с учетом различий в экономическом взаимодействии с Китаем, сильного давления крупных корпораций на национальные правительства из-за нежелания терять китайские рынки, различия в восприятии российских угроз между восточноевропейским лагерем и другими европейскими государствами или нежелания поступаться экономическими интересами в пользу ценностей.

Читайте также: В Госдепе США прокомментировали визит Макрона в Китай

Совместный визит Эмманюэля Макрона и Урсулы фон дер Ляйен в Китай в апреле этого года подтвердил существование разных подходов к КНР внутри Евросоюза. Впрочем, даже, казалось бы, разные геополитические концепции — «стратегическая автономия» и «снижение рисков», о которых дискутируют внутри европейского сообщества, является реакцией на российскую агрессию против Украины и тесную связь между Китаем и Россией. Чрезмерная зависимость от энергетических ресурсов РФ подтвердила необходимость уменьшить такие опасности со стороны других внешних экономик, прежде всего китайской. Фактически для европейских политиков и чиновников с точки зрения рисков Пекин стоит рядом с Москвой.

И как бы ни пытались китайские высокие должностные лица отделить «украинский кризис» от китайско-европейских отношений, но оказалось, что этот вопрос постоянно возникает, даже если речь идет о двусторонних торговых отношениях. Так, в ходе недавнего визита китайского премьер-министра Ли Цяна в Германию и Францию были неоднократно озвучены предостережения по поводу военной поддержки России, а китайские компании — предупреждены о последствиях экспорта товаров двойного назначения. Следует отметить, что систематическое проведение нашими европейскими партнерами красных линий по военной поддержке России является важным сдерживающим фактором для Китая.

Европейские государства четко обозначили свою позицию по войне России против Украины, постоянно подчеркивая, что Китай может и должен сделать больше для справедливого мира в Украине. Именно поэтому Пекину трудно подменить настоящую «конструктивную позицию» ее имитацией: европейские лидеры скептически отнеслись к китайским мирным предложениям, а китайскому спецпредставителю не удалось заручиться поддержкой европейских партнеров, чтобы преодолеть очень «большой разрыв» между китайским и европейским взглядами на войну. Китайское предложение оказалось настолько далеким от европейского видения, что даже французский президент, который, кажется, был не против «возобновить стратегическое и глобальное партнерство с Китаем» и привлечь его к «совместной ответственности за мир и международную стабильность», не поддержал создание общей платформы для достижения мира на ее основе, идею которой вынашивали в Пекине.

Активизация реальных усилий Пекина в достижении мира в Украине помогла бы разрешить или сгладить разногласия между сторонами. Так, издание Financial Times, опираясь на собственные источники, написало, якобы Си Цзиньпин лично предостерег Владимира Путина от применения ядерного оружия в Украине (это, кстати, один из важных пунктов, по которому европейцы надеются на помощь Китая). В ответ пресс-секретарь Путина назвал это «выдумкой». Китай действительно в своих общих заявлениях неоднократно подчеркивал неприемлемость применения ядерного оружия. На сегодняшний день украинская территория находится под серьезной ядерной угрозой из-за действий РФ на Запорожской атомной электростанции, но официальный Китай традиционно отмалчивается. Действительно ли китайская власть очерчивала Путину свои красные линии и действительно ли это оказывает влияние на него, сложно сказать, но любой акт, совершенный россиянами, поставит китайские официальные заявления и влияние Китая под большой вопрос.

Сейчас ЕС пытается балансировать между трансатлантическими отношениями и торговлей с Китаем, не выбирая сторону в американо-китайском противостоянии. Впрочем, как подчеркнул несколько дней назад в своем выступлении на Форуме мира в Пекине посол Испании в КНР Рафаэль Дескалар Мазарредо: «Украина является тем вопросом, который может изменить или же разорвать отношения между ЕС и Китаем». Пока европейские лидеры дают Китаю шанс.