В эпоху обострения глобальной геополитической конкуренции администрация президента США Джо Байдена должна обратить внимание на три элемента политики в отношении России: энергетическая сфера, военные базы и минеральные ресурсы, пишет The National Interest.
Довольно трудно полностью оценить результаты команды Байдена в этом «внешнеполитическом сезоне». Однако, серьезными ошибками США можно назвать капитуляцию перед газопроводом «Северный поток-2», слабые позиции по созданию военных баз в Центральной Азии после выхода из Кабула, а также то, что Китай получил доступ к важным полезным ископаемым в Афганистане.
Джо Байден баллотировался на пост президента США как политик, который будет жестким в отношении России, пообещав решительно ответить на агрессивное поведение Кремля. На первый взгляд, администрация Байдена стала неприятным сюрпризом для Москвы.
Трубопровод «Северный поток-2» (NS2), который соединяет Россию и Германию, является важным стратегическим приоритетом Кремля. Администрация бывшего президента США Дональда Трампа ввела жесткие санкции, которые фактически остановили его строительство. Байден отказался от части этих санкций. Президент России Владимир Путин уделяет много внимания этому проекту. Газопровод сможет транспортировать газ в Европу в обход Украины, лишив Киев транзитных сборов, и сделав Европу более зависимой от российских энергоносителей.
Россия ежегодно получает десятки миллиардов долларов от продажи энергии, финансируя большую часть своей агрессивной деятельности во всем мире. Трудно назвать политику Байдена в отношении России жесткой, когда его администрация фактически дала «зеленый свет» для одного из крупнейших газовых проектов Кремля.
Кроме того, многие аналитики подозревают, что нынешний дефицит газа в Европе объясняется тем, что Россия удерживает поставки. Администрация Байдена может ссылаться на трансатлантические отношения и все-таки не позволить Европе стать заложником российских махинаций на газовом рынке, особенно с приближением зимы. Но Москва играет агрессивно, чтобы получить окончательное одобрение для NS2.
Заключение оппозиционера Алексея Навального и скопление войск на границе с Украиной также встретили мягкую реакцию в Вашингтоне, Кремлю понравился такой «подарок» Байдена.
Чем объясняется капитуляция Байдена перед NS2? Возможно, он чувствовал, что «задолжал» канцлеру Германии Ангеле Меркель. Однако этот шаг имел негативные последствия из-за результатов недавних выборов в Германии. В крупнейшей экономике Европы вскоре будет новое коалиционное правительство, включая партию «Зеленых», которая выступает против российского газопровода. «Зеленые» также обеспокоены нарушениями прав человека Россией, что стимулировало их сопротивление против NS2. Для команды Байдена, вероятно, права человека выглядят лишь риторическим вопросом; агрессивная политика Путина, очевидно, была недостаточной, чтобы США поддерживали санкции, которые блокируют завершение строительства газопровода.
Решение о NS2 является еще более причудливым, если рассматривать его в контексте внутренней политики США. Остановка американского трубопровода Keystone XL и подавление нефтегазового сектора поставили энергетическую независимость США в центр внимания, что приносит пользу Путину, а также наносит ущерб национальной безопасности Америки. Сейчас Соединенные Штаты являются «важным клиентом» России в сфере нефтепродуктов.
Получили ли Соединенные Штаты хотя бы минимальную пользу после своего решения относительно российского газопровода? Наоборот, когда американские официальные лица обратились к странам Центральной Азии о возможностях создания военных баз США на их территории для «дистанционного» контроля над ситуацией в Афганистане, Россия заявила, что не примет военных объектов США в Узбекистане или Кыргызстане. Москва предложила, чтобы американские войска разместились на российских базах в Центральной Азии - идею даже поддержали некоторые представители команды Байдена. Но такое решение выглядит абсурдным.
Китай также нашел способы получить рычаги влияния из-за некомпетентности Вашингтона. Среди прочего, это касается вывода войск США из Афганистана. Одним из аспектов хаотического выхода Америки из Афганистана, что требует большего охвата, является сектор редкоземельных полезных ископаемых, стоимость которого оценивается в пределах от 1 до 3 триллионов долларов.
Эти полезные ископаемые являются жизненно важными для энергетического перехода, включая производство электромобилей, и через несколько дней после выхода США китайское правительство предпринимало попытки наладить отношения с Талибаном по проектам совместной добычи таких полезных ископаемых. Команда Байдена фактически отдала Пекину эти важные резервы.
Как и Россия, Китай выиграл от слабости Байдена перед NS2, поскольку немецкий порт Мукран на Балтийском море, где хранились материалы для строительства трубопровода, занимает видное место на так называемом Полярном шелковом пути Китая. В эпоху конкуренции великих держав администрация Байдена должна быть умеренной и осторожной относительно внешнеполитических решений, поскольку они имеют широкие последствия, резюмирует издание.
Во время завершающего этапа работ по достройке газопровода «Северный поток-2» в зоне их выполнения были замечены военнослужащие отдельных специальных частей Военно-морского флота РФ. В том числе из одной из наиболее засекреченных военных частей РФ, которая планирует и проводит специальные подводные операции.
Что они делали в зоне достройки скандального газопровода и как РФ может превратить Балтийское море в еще одно «российское озеро», читайте в статье Михаила Гончара и Андрея Рыженко «Как Россия планирует использовать «Северный поток-2» с разведывательной целью».