UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оглядываясь назад на легендарный музыкальный фестиваль Вудсток, 50 лет спустя

50 лет назад музыкальный фестиваль в штате Нью-Йорк навсегда изменил молодежную культуру, олицетворяя более положительные аспекты контркультурных движений 1960-х годов и создал архетип, с которым подобные события будут стремиться следовать в течение десятилетий.

Звуковая башня на фестивале Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Звуковая башня на фестивале Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Группа Эллиота Лэнди Джо Кокера, фестиваль Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Джо Кокер, Вудстокский фестиваль (Три дня мира и музыки). Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Фестиваль Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Майкл Лэнг, создатель фестиваля Woodstock (3 дня мира и музыки). Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
США. Вефиль, Нью-Йорк. 1969. Рави Шанкар во время выступления на фестивале в Вудстоке. © Эллиотт Лэнди | Магнум
Дженис Джоплин в павильоне исполнителя на фестивале Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
США. Вефиль, Нью-Йорк. 1969. Свами Сатчанада, Фестиваль Вудстока. © Эллиотт Лэнди | Магнум
Дженис Джоплин. Фестиваль Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Грейс Слик, Фестиваль Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Джонни Винтер, фестиваль Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Ричи Хейвенс. Фестиваль Вудсток (3 дня мира и музыки). Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Джоан Баэз выступает во время фестиваля Вудсток. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
The Band выступает на фестивале в Вудстоке. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Фестиваль Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Фестиваль Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Фестиваль Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Фестиваль Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Пара с программами Вудстока. Фестиваль Вудсток (3 дня мира и музыки). Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
Эллиотта Лэнди Вудстока. Бетел, Нью-Йорк, США. 1969. © Elliott Landy | Магнум
США. 1969. © Elliott Landy | Магнум

Прошло 50 лет с тех пор, как значительная часть американской молодежи совершила паломничество на 24 гектара молочной фермы Макса Ясгура в Вефиле, штат Нью-Йорк, в поисках утопии. Вудстокская музыкально-художественная ярмарка 1969 года занимает особое место в американском сознании - таков был дух участников. Фестиваль Вудсток, который несколько раз упоминался как "Экспозиция Водолея: 3 дня мира и музыки", фактически стал четырехдневным музыкальным из-за урагана в воскресенье, похожим на муссон, что привело к значительным задержкам. Однако, мероприятие оставалось почти полностью мирным, и, по оценкам, среди полумиллиона собравшихся не было случаев насилия. Несмотря на плохую и непостоянную погоду, угроз оползней и почти голода.

Учитывая многочисленные несчастья, которые постигли присутствующих в эти выходные, это могло бы войти в историю как-то более похоже на Фьюровий фестиваль 2017 года, чем вступление в Эру Водолея. Действительно, если бы случилось массовое поражение электрическим током в заболоченном месте через изношенность кабелей (что выглядело вполне вероятным в течение нескольких нервных часов воскресного дня), то число погибших могло бы сделать Вудсток печально известен в течение десятилетий. Вместо этого он рассматривается как образец гармонии, брата и сестры; иконой каждого последующего триумфального музыкального собрания от Гластонбери до Live Aid. И все же отсутствие организации, санитарии, доступной еды, надлежащей безопасности или полицейской деятельности было бы сегодня совершенно неприемлемым для зрителей фестиваля. Прецедентный набор Вудстока был больше связан с его неукротимым коллективным духом, чем с его тщательным планированием; идея была большей, чем проведение мероприятия.

Фотограф Вудстока Эллиот Лэнди, часть музыкального архива которого представлена компанией Magnum Photos, был готов фотографировать событие 1969 года благодаря личному приглашению промоутера Майкла Лэнга, который приехал к его дому на своем мотоцикле. Лэнди заработал свою репутацию, снимая The Band в их юные предсмертные дни, и Боба Дилана, когда он был самой узнаваемой контркультурной фигурой на земле.

"Я не даю инструкций, как фотографировать музыкантов, и Дилан не любит наставления, поэтому я думаю, мне повезло, что мой стиль соответствовал его потребностям", - говорит Лэнди по телефону с Вудстока, где он все еще живет.

Среди фотографий Лэнди с фестивалю есть намеки на беспорядок: Рави Шанкар смеется со своими музыкантами под дождем, вызывая праздничное настроение. Джо Кокер исполняет свою фирменную воздушную гитару, окрашенную галстуком, вяленую, безветренную и слегка загрязненную. Джон Моррис, диктор сцены, быстро бреется с помощью головореза и ведра на краю сцены. Но новичок Ричи Хейвенс ( фото со спины), величественно стоит перед толпой, опровергает любую панику за кулисами, вызванную тем, что Суітуотер застрял в пробке .Суітуотер был не единственным, кто застрял в пробке. Сначала власть была уведомлена о том, что 50 000 владельцев билетов будут присутствовать, когда же на самом деле их оказалось 186 000 , это привело к тому, что многие тысячи людей застряли в пробках на автомагистралях.

Ситуация ухудшилась, когда обнадеживающие участники начали оставлять свои машины, где они стояли, чтобы пройти пешком до фермы.

Ферма Макса Ясгура в Белом озере находилась примерно в 100 километрах к югу от Вудстока, и фестиваль пришлось перенести в последнюю минуту из-за проблем с лицензированием. Главные финансисты, Джон Робертс и Джоэл Розенман, столкнулись с невозможным выбором между построенной сценой и прочным забором по периметру, чтобы не допустить незаплативших посетителей. Поскольку развлечения явно были приоритетом, импровизированный забор пришлось быстро разобрать из соображений безопасности, когда хиппи начали карабкаться по нему еще за несколько дней до того, как должен был начаться фестиваль.

С тех пор он по сути стал свободным фестивалем.

"Джоэл Розенман и Джон Робертс не часто получают за это должное, - объясняет Лэнди. - Но они были очень осторожны. Они знали, что произойдет, если они перестанут делать правильные вещи. Если они сказали: "Ну и дела, я не зарабатываю деньги, зачем мне здесь что-то делать?" Тогда были бы беспорядки и была бы опасность.

"Культурное наследие Вудстока и причина, по которой люди до сих пор очарованы этим, заключается в том, что люди могут мирно жить вместе в трудных ситуациях"

Несмотря на всю бездарность и употребление наркотиков, фестиваль превратился в легенду. 1969 год стал вершиной человеческих достижений: Один человек шел по Луне, Конкорд достиг сверхзвуковых скоростей, и было коллективное чувство, что мир во всем мире может быть достигнут, несмотря на бушующую войну во Вьетнаме . "Культурное наследие Вудстока и причина, по которой люди до сих пор им зачарованны, заключается в том, что люди могут мирно жить вместе в трудных ситуациях", - говорит Лэнди. "И это был момент совершенного человеческого взаимодействия, когда все там заботились о всех в большей или меньшей степени".

"Было понимание того, что все должно измениться.".

- Эллиотт Лэнди

Музыкальный журналист Джереми Аллен с Эллиоттом Лэнди о его фотографии Вудстока 1969 года.