UA / RU
Поддержать ZN.ua

Объятия Турции с Россией могут оказаться болезненными для нее - The Economist

У Эрдогана и Путина совершенно разные ожидания от дружбы.

В Стамбульском военно-морском музее, расположенном за углом от резиденции президента Раджепа Тайипа Эрдогана, напоминания о крупнейших геополитических врагов Европы повсюду.

Здесь стоит памятник алжирскому бейлербею Хасану-паши, который командовал флотом Османской империи и потерпел поражение от сил России. Здесь есть и останки галеона "Махмуди", который во время Крымской войны вел осаду Севастополя, а также другие позолоченные лодки султанов. Конфликты Между Россией и Турцией - не только что-то из далекого прошлого. В 2015 году турецкие пилоты сбили российский истребитель, и страны оказались на грани нового конфликта. Это была бы уже 18-я война между ними. Но две страны наложили друг на друга санкции.

Об этом напоминает The Economist, добавляя, что со временем напряжение все же спало. Прошлого июня Эрдоган пропросил извинения за инцидент. Через две недели после этого Владимир Путин осудил попытку переворота в Турции, и страны снова стали друзьями, подписав соглашение о сооружении "Турецкого потока", возобновив строительство АЭС на юге Турции и увеличив двустороннюю торговлю до 100 миллиардов долларов в год.

Еще больше поражает то, что пока Европа и Америка наблюдали со стороны, в декабре Анкара и Москва договорились о перемирии в Алеппо и договорились о плане остановки боев по всей Сирии.

"На пике вражды Эрдоган и Путин обвиняли друг друга в поддержке "Исламского государства". А сегодня автократические лидеры уже координируют совместные авиаудары против ИГИЛ", - говорится в статье.

Скорость и размах сближения, которому не помешало даже убийство российского посла в Анкаре в декабре, впечатляют. Но у обоих лидеров очень разные и противоречивые ожидания от этих отношений.

Если Эрдоган ждет, что его отношения с Путиным позволят ему выбить уступки у западных союзников, то Путин надеется выбить из цепи НАТО самое слабое, как ему кажется, звено - Турцию. Кого-то из них ждет разочарование.

Частично Эрдоган согласился на дружбу с Путиным потому, что вражда с ним была слишком болезненная. После инцидента 2015 года российский президент отрезал Турцию от Ближнего Востока. Его бомбардировщики сбрасывали бомбы на турецких союзников в Сирии, а российские системы противовоздушной обороны закрыли сирийское небо для турецких самолетов. Запрет российским туристам ездить в Турцию обошолся Анкаре в 10 миллиардов долларов.

Вряд ли Турция согласится обменять свое членство в НАТО на союз с Россией. Но ее надежность как западного союзника все больше вызывает сомнения. Чистки, которые Эрдоган устроил после неудачного переворота, выбросили из турецкой армии большое количество прозападных офицеров и открыли путь для тех, у кого взгляды более лояльны к России.

Читайте также: В Турции задержали подозреваемого в убийстве российского посла

Однако, антизападная истерия, которая прокатилась Турцией, после провальной попытки переворота, постепенно утихает. Это может быть связано с началом президентства Дональда Трампа в США, на которого у Эрдогана возлагают большие надежды. Турецькеий президент и его правительство надеются, что новый президент выдаст Анкаре Фетуллаха Гюлена, которого обвиняют в организации переворота. Новый глава ЦРУ Майк Помпео побывал 9 февраля в Турции, чтобы обсудить этот вопрос.

Если Трамп разочарует Анкару, тогда отношения Эрдогана с Путиным могут стать еще ближе. России нужна Турция, чтобы ускорить политические процессы в Сирии и заставить оппозиционные силы сесть за стол переговоров. Турции же нужны российские туристы, газ и помощь в восстановлении связей с Башаром Асадом. Но как только произойдет очередной кризис, Путин может попытаться вбить клин между Турцией и НАТО.

"Как сказал один бывший турецкий президент: "Строить отношения с большими державами - это как лечь в кровать с медведем". И если этот "медведь" - Россия, лучше не засыпать", - пишет издание.