Учитывая, что Владимир Путин продолжает свое кровавое вторжение в Украину, следователи Минфина и Департамента юстиции США ищут и арестовывают российские яхты, имения, а также устраивают другие неприятности его режиму. Между тем, в Вашингтоне конгрессмены Том Малиновский из Нью-Джерси и Джо Уилсон из Южной Каролины продвигают инициативу от обеих партий, чтобы выяснить, какие полномочия есть у исполнительной власти, чтобы ликвидировать эти российские активы.
Эта инициатива очень важна. Однако усилия по ее продвижению недостаточно быстры и настойчивы, чтобы обеспечить Украине то, что ей нужно. Об этом на страницах New York Times пишет профессор конституционного права Гарвардского университета Лоренс Трайб. Даже если бы Департамент юстиции мог продать все яхты и имения олигархов в ближайшие месяцы, направляя полученные деньги на военную и гуманитарную помощь, этот процесс был бы слишком медленным. Он бы не смог своевременно обеспечить ВСУ танками, ракетами ПВО, продуктами питания и лекарствами. Война длится уже восьмую неделю. И ее цена разрастается. В какой-то момент американцы могут не выдержать и отказаться оплачивать счета.
Очевидное решение лежит прямо на поверхности. Президент Джо Байден может ликвидировать десятки миллиардов долларов валютных резервов России, которые российский Центробанк держит на счетах в США. По некоторым подсчетам, общая сумма достигает 100 миллиардов долларов. Эти активы уже заморожены в Федеральном резерве и других банках благодаря санкциям, введенным американским Минфином, которые запретили все транзакции российского Центробанка. Новые данные о зверствах российской армии делает отмену этих санкций фактически невозможной. Так что эти деньги изъяты навсегда. Их ликвидация станет не только самым быстрым способом увеличить американскую помощь для Украины без обременения американских налогоплательщиков. Это также пошлет четкий сигнал, что США готовы заставить заплатить даже самые могущественные страны мира, если они совершают военные преступления.
На первый взгляд это слишком радикальный шаг. И потому Вашингтон до сих пор этого не сделал. Но автор уверяет, что подобная ликвидация российских денег не будет «беспрецедентной». США и раньше направляли финансы враждебных иностранных правительств на разные гуманитарные нужды. В 2003 году президент Джордж Буш-младший изъял примерно 1,7 миллиарда долларов, которые правительство Ирака держало в американских банках. Эти деньги были использованы на помощь иракскому народу и выплаты компенсаций жертвами терроризма. В 2012 году Конгресс использовал замороженные активы Центрального банка Ирана, чтобы произвести выплаты семьям иранских терактов. В 2019 году администрация Трампа направила некоторые замороженные активы Центробанка Венесуэлы для финансирования работы лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо. А в феврале администрация Джо Байдена начала процесс ликвидации активов Центрального банка Афганистана на 7 миллиардов долларов, отказавшись передавать их Талибану. Половина суммы ушла на афганские гуманитарные программы, а половина – на выплаты семьям погибших и раненых во время терактов 11 сентября 2001 года. Поэтому автор предлагает поступить аналогичным образом и направить российские деньги на помощь гуманитарным организациям и непосредственно правительству Украины.
Поскольку госрезервы – это собственность правительства России, в отличие от замороженных яхт олигархов, они не защищены законами о частной собственности. Пятая поправка запрещает правительству изымать собственность «без надлежащей судебной процедуры», но только «лиц», а не иностранных правительств. И Верховный суд в 1992 году это четко постановил, равно как и многочисленные американские федеральные суды после этого. Запрет «изъятия» собственности «без компенсации» также касается только «частной собственности». И государственные резервы России не подпадают под эту категорию.
Конечно же, правительство в Москве будет горько жаловаться и называть такую ликвидацию активов "кражей". Оно уже об этом говорило, когда были введены санкции. Но российские нарушения базовых принципов интернационального закона и прав человека весят больше, чем эгоистическая российская риторика.
Для изъятия и ликвидации российских активов, однако, преградой будет не Конституция США, а размытое тело законов, защищающих правительства от ответственности на основании «суверенного иммунитета». Но этот иммунитет защищает иностранные активы от судебных процессов, а не от ликвидации в соответствии с решением Конгресса и действиями исполнительной ветви власти.