UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: Спор вокруг передачи немецких ракет Patriot Польше разоблачил разногласия в Европе по Украине

Отношения между Варшавой и Берлином, которые никогда не были теплыми, ухудшились с начала российского вторжения в Украину, и это вредит единству как в НАТО, так и в ЕС.

Горький политический и дипломатический разрыв между Германией и Польшей – важными членами НАТО и ЕС – ухудшился еще больше после того, как Россия начала войну против Украины, подрывая сплоченность и солидарность в обеих организациях.

Токсическую природу отношений между ними подчеркнуло недавнее предложение Берлина передать Варшаве две батареи дорогостоящих и дефицитных ракетных систем Patriot. Предложение прозвучало после того, как украинская ракета, сбившись с курса, упала на польской территории вблизи города Пшеводув. Польша сначала согласилась принять ракеты Patriot, а затем отказалась. Польская сторона потом начала настаивать на том, чтобы батареи развернули в Украине. Но НАТО на это не согласился бы, потому что американскими системами должны были бы все равно управлять военные альянсы, - пишет New York Times.

После значительной обеспокоенности союзников и публичной критики Варшава снова согласилась принять ракеты.

«Вся эта история как рентген жалких польско-германских отношений. Они оказались хуже, чем я думал. А я наблюдаю довольно давно», – сказал региональный директор немецкого Фонда Маршалла в Варшаве Михал Барановский.

Издание объясняет, что у Польши сложилось историческое недоверие к Германии, которая черпает свое начало со времен Второй мировой войны, которая началась с вторжения нацистов Адольфа Гитлера в польское государство. Также Варшава критически относилась к немецкой «восточной политике», которая началась еще во время Холодной войны и предусматривала сближение с Москвой и странами в Центральной и Восточной Европе под оккупацией СССР.

Читайте также: Почему Германия против передачи системы Patriot Украине — объяснение МИД

Демократическая Польша постоянно критиковала немецкую зависимость от российских энергоносителей, а также строительство газопроводов «Северный поток». Российское вторжение в Украину лишь усилило польские убеждения, что немецкие тесные отношения с РФ и Владимиром Путиным наивны и эгоистичны. И что вполне возможно, Берлин только поставил их на паузу, а не разорвал навсегда.

Директор Европейского совета зарубежных отношений в Берлине Яна Пуглиерина считает, что в контексте спора о ракетах обе стороны допустили ошибки.

«Отношения ухудшались на протяжении многих лет. А теперь этот процесс достиг пика и наносит реальный вред. Есть разрыв между Востоком и Западом в Европе, между старой и новой Европой. И это идет на пользу только Владимиру Путину», – объяснила она.

Германия надеялась, что предложенная ею помощь – это «слишком хорошее предложение, чтобы от него отказаться». По словам немецкого дипломата, этот жест должен был убедить поляков, что немцы – надежные партнеры. В конце концов Польша и так пытается купить систему противоракетной обороны Patriot.

«Поэтому мы хотели сделать это правительственное высмеивание Германии более пустым», – объяснил немецкий дипломат журналистам New York Times на условиях анонимности.

Президент Польши и его министр обороны вскоре приняли немецкое предложение. Но влиятельный лидер партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский уже через два дня отверг его. Он не только настаивал, чтобы ракеты Patriot передали Украине, но и предположил, что Германия, чьи солдаты будут управлять переданной системой Patriot, не отважится выступить против России.

Читайте также: Получит ли Украина Patriot, Leopard и боевые самолеты? Резников объяснил ситуацию

«Немецкий подход до сих пор не давал оснований верить, что они будут сбивать российские ракеты», - сказал Качиньский.

New York Times пишет, что у лидера «ПиС» нет формальной должности в польском правительстве. Но министр обороны Польши Мариуш Блащак в считанные часы занял аналогичную позицию.

«Президент Анджей Дуда, принадлежащий к той же партии и выступающий также в роли верховного главнокомандующего Польши, был унижен до боли очевидным проявлением своей беспомощности», - пишет издание.

Союзники в НАТО были раздражены. Потому что системами Patriot должны были управлять именно немецкие солдаты. И оборонный альянс дал ясно понять, что не собирается отправлять свои войска в Украину, чтобы не рисковать началом войны с Россией. В Германии настаивали, что решение отправить ракеты Patriot в Украину будет совместным решением НАТО, а не двусторонним.

«Качиньский знал об этом, но повел себя абсолютно цинично. Все знали, что немцы не могут и не будут передавать ракеты Patriot Украине. И, конечно же, польских солдат в Украине тоже нет», – объяснил Петр Бурас из Европейского совета международных дел в Варшаве.

Барановский из немецкого «Фонда Маршалла» считает, что реакция Качиньского была чисто политической. Потому что в Польше продолжается предвыборная кампания. И его партия теряет поддержку. Выборы пройдут следующей осенью. Так что «ПиС» пытается укрепить свою базу». А критика Германии – это «стабильная партийная линия».

Некоторые аналитики выявили политические мотивы и с немецкой стороны. Предложение Берлина после смерти поляков в Пшеводове «было четкой немецкой попыткой одержать победу в горькой и токсичной польско-немецкой дипломатической войне», – сказал главный реактор Visegrad Insight и президент варшавского института Res Publica Foundation Войцех Пшибульский.

«Кроме того, это вредит электоральной стратегии Качиньского», – пояснил он.

Но даже так, отмечает Барановский, заявление председателя правящей коалиции Польши о том, что он не доверяет Германии как союзнику, было «шокирующим».

«Если с этим не разобраться, это может навредить единству альянса. И этот ущерб выйдет за пределы двух стран. Я никогда не видел, чтобы безопасность превращали вот так в инструмент, в такой токсичной смеси», – добавил Барановский.

Читайте также: Польша договаривается с Германией о совместных санкциях против нефтепровода «Дружба»

Но Германия решила оставить свое предложение на столе, – сказал немецкий дипломат. И опросы показали, что большой процент поляков считает развертывание немецких ракет Patriot в Польше хорошей идеей. Во вторник вечером польское правительство изменило свою позицию снова. Блащак объявил, что после переговоров с Берлином он «с разочарованием» принимает ракеты, которые не получит Украина.

«Мы начинаем работу над организацией поставки пусковых установок в Польшу и включением их в нашу систему командования», - сказал польский министр обороны.

Но неприятный осадок останется. Мало кто верит, что Качиньский и его партия прекратят подвергать сомнению искренность Германии. Лишь в октябре Варшава неожиданно потребовала от Берлина выплату репараций за Вторую мировую войну, заявив, что понесла в те времена потери на 1,3 триллиона долларов. Берлин настаивает на том, что эта проблема уже была решена в 1990 году.

Но критика немецкой нерешительности в помощи Украине и готовности Франции преждевременно продвигать мирные переговоры за счет Киева звучит не только из Польши. Такую позицию занимает большинство стран Центральной, Восточной и Северной Европы.

«О единстве ЕС и Запада в вопросе Украины много говорят. Но эта война спровоцировала большую волну критики в адрес Западной Европы в Польше и странах Балтии. Она углубила скептическое и критическое отношение особенно к Германии и Франции, а также подпитала ощущение, что мы на правильной стороне, а они – нет. Углубилось недоверие к сотрудничеству с ними в сфере безопасности, будто мы не можем на них полагаться. Только на США и Великобританию», – сказал Бурас.

Читайте также: Германия нарушила договоренность о конфиденциальном характере переговоров по ЗРК Patriot – Минобороны Польши

Немецкий аналитик из Фонда Карнеги София Бэш настаивает, что Германия изменилась с начала российского вторжения в Украину. Она указала на резкие политические изменения, нацеленные на усиление армии и экономическую устойчивость страны.

«Олаф Шольц более готов прислушиваться к странам Центральной Европы. Убеждена, что нашему роману с Россией пришел конец», - сказала она.