UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: Путин – самый опасный дурак в мире

Американский историк и исследователь России объяснил, почему российская война против Украины может стать еще хуже.

В стратегическом плане в войне, которая продолжается в Украине, мало что изменилось с ее первых месяцев. Ситуацию как тогда, так и сейчас определяют три основных факта.

«Факт №1: как я писал в самом начале, когда начинается война такого масштаба, ключевой вопрос, который вы задаете себе как обозреватель международных отношений, очень прост. Где я должен быть? В Киеве, на Донбассе, в Крыму, Москве, Варшаве, Берлине, Брюсселе или Вашингтоне? И с начала этой войны было только одно место, где можно ее понять – в голове Владимира Путина. К сожалению, Путин не дает виз в свой мозг. Это настоящая проблема, потому что эта война возникла там и, как мы теперь знаем, почти без участия его кабинета или военного командования и, конечно, без массовых призывов со стороны российского народа. Итак, Россия остановится в Украине, независимо от того, выиграет она или проиграет, только тогда, когда Путин решит остановиться», - пишет трехкратный лауреат Пулитцеровской премии, американский журналист и писатель Томас Фридман в статье для New York Times.

Он добавляет, что первый факт подводит к факту №2: у Путина никогда не было плана "Б". Теперь очевидно: он верил, что сможет вальсом дойти до Киева, захватить его через неделю, назначить президентом лакея, засунуть Украину себе в карман и положить конец любому дальнейшему расширению ЕС, НАТО или западной культуры в сторону России. Тогда он бы бросил свою тень на всю Европу.

Отсюда следует факт №3: Путин поставил себя в ситуацию, в которой он не может выиграть, не может проиграть и не может остановиться. Он больше не может захватить контроль над всей Украиной. Но в то же время он не может позволить себе потерпеть поражение, после того как он потратил столько российских жизней и денег. Поэтому он не может остановиться.

Читайте также: Европа и "военная экономика": Путин уже проиграл, но найдутся ли боеприпасы Киеву

Другими словами, поскольку у Путина никогда не было плана «Б», он прибег к карательным, часто неизбирательным ракетным обстрелам украинских городов и гражданской инфраструктуры, перейдя к войне на истощение в надежде, что ему удастся каким-то образом высосать достаточно крови из украинцев и истощить западных союзников Киева настолько, что они отдадут ему достаточно большой кусок русскоговорящих регионов на востоке Украины. И он сможет подать это российскому народу как великую победу.

«План «Б» Путина состоит в том, чтобы замаскировать то, что план «А» провалился. Если бы эта военная операция имела честное название, она называлась бы операция «Сохрани мое лицо». Что делает эту войну одной из самых безумных и бессмысленных войн современности: лидер разрушает гражданскую инфраструктуру другой страны до тех пор, пока она не даст ему достаточное прикрытие, чтобы скрыть тот факт, что он повел себя как полный дурак», – пишет Фридман.

Со слов Путина по случаю Дня Победы в Москве во вторник видно, что сейчас он хватается за любую причину, чтобы оправдать войну, которую он начал из-за своих личных фантазий о том, что Украина - не настоящая страна, а лишь часть России. Он заявил, что вторжение было спровоцировано западными «глобалистами и элитами», которые «говорят о своей исключительности, сталкивают людей и раскалывают общество, провоцируют кровавые конфликты и потрясения, сеют ненависть, русофобию, агрессивный национализм и разрушают традиционные семейные ценности».

«Ничего себе! Путин вторгся в Украину, чтобы сберечь российские семейные ценности. Кто бы мог подумать?! Это лидер, пытающийся объяснить своему народу, почему он начал войну с соседом, который, по его словам, даже не настоящая страна», – говорится в статье.

Может возникнуть вопрос спросить, почему такой автократ, как Путин, считает, что ему нужна маскировка? Разве он не может заставить свой народ поверить в то, что хочет?

Читайте также: NYT: Тихий парад ко Дню победы в Москве стал отражением проблем России в войне против Украины

По мнению Фридмана, это не в силах Путина. Американский журналист считает, что поведение российского лидера сейчас свидетельствует о том, что он сейчас очень боится двух вещей: арифметики и российской истории.

«Один из величайших уроков, который я усвоил как журналист-международник, освещающий события в автократических странах, заключается в том, что независимо от уровня жесткости контроля, жестокости и твердости диктатора, люди все равно говорят. Люди знают, кто ворует, кто обманывает, кто лжет, у кого с кем интрижка. Это начинается со сплетен и часто остается на таком уровне, но все говорят. Путин, очевидно, тоже знает. Он знает, что даже если он получит еще несколько километров востока Украины и удержит Крым, в ту минуту, когда он остановит эту войну, все его люди начнут прибегать к жесткой арифметике относительно его плана «Б». И начнут с операции вычитания», – считает автор.

На прошлой неделе Белый дом сообщил, что, по оценкам, 100 тысяч российских солдат были убиты или ранены в Украине только за последние пять месяцев. А примерно 200 тысяч – убиты или ранены с тех пор, как Путин начал эту войну в феврале 2022 года.

Это много жертв даже для большой страны. Путин озабочен тем, что его народ говорит об этом. Потому что, кроме криминализации любой формы инакомыслия, в апреле он наспех принял новый закон, усиливающий борьбу с уклонением от призыва в армию. Теперь любой, кто не появится, столкнется с ограничениями на банковские операции, продажу имущества и даже получение водительских прав. Путин не пошел бы на такие меры, если бы не боялся, что, несмотря на все его усилия, все шепчутся о том, как плохо идет война и как избежать участия в ней.

Фридман советует прочесть недавнее эссе Леона Арона, историка путинской России и научного сотрудника Американского института предпринимательства. В нем он оценивал мартовский визит Путина в оккупированный Россией украинский город Мариуполь.

«Через два дня после того, как Международный уголовный суд обвинил Путина в военных преступлениях и выдал ордер на его арест, российский президент приехал в Мариуполь на несколько часов. Он был снят на видео, когда остановился в Невском микрорайоне, осмотрел новую квартиру и несколько минут выслушал благодарных жителей. Когда он уходил, на видео слышен тихий голос, издалека выкрикивающий: «Это все ложь!» » – цитирует Фридман эссе.

Читайте также: Путин сидел на параде межу ветеранами НКВД и КГБ, которые ни дня не были на фронте – СМИ

Он добавляет, что Арон рассказал ему, что российские СМИ позже удалили эпизод с криками. Но тот факт, что он все же был обнародован, может быть диверсией со стороны кого-то в официальной иерархии российских СМИ. Все говорят. Это приводит к другой вещи, о которой знает Путин.

«Боги российской истории крайне неумолимы к военным поражениям», – сказал Арон.

«В современную эпоху, когда российский лидер заканчивает войну с явным поражением – или без победы – обычно происходит смена режима. Это произошло после первой Крымской войны, после русско-японской войны, после неудач России в Первой мировой войне, после отступления Хрущева из Кубы в 1962 году и после афганского болота Брежнева и компании, ускорившей горбачевскую революцию перестройки и гласности. Российский народ, при всем своем известном терпении, простит многое, но не военное поражение», - добавил историк.

Именно по этим причинам Арон, только что закончивший книгу о путинской России, утверждает, что конфликт в Украине еще далек от завершения и может стать гораздо хуже.

«Сейчас у Путина есть два способа закончить эту войну, которую он не может выиграть и из которой он не может выйти. Один из них – продолжать до тех пор, пока Украина не будет обескровлена и/или пока Запад не устанет от Украины», – сказал Арон.

Читайте также: Риши Сунак: за войну против Украины "лишь один человек несет ответственность — Путин"

А второй способ, по его мнению, - это «каким-то образом довести ситуацию до прямой конфронтации с США, довести нас до предела тотального стратегического ядерного обмена, а затем отступить и предложить испуганному Западу всеобщее урегулирование, включающее нейтральную, разоруженную Украину и сохранение российской оккупации Крыма и Донбасса».

Невозможно влезть в голову Путина и предсказать его следующий шаг. Но Фридман признается, что подобная ситуация его очень беспокоит. Потому что из действий Путина можно сказать, что он знает о провале своего полного «А». И теперь он сделает все, чтобы разработать план «Б», чтобы оправдать ужасные потери, которые он понес во имя страны, где все говорят и где побежденные лидеры не уходят мирно в отставку.