UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новым премьером Великобритании стала авторитарный моралист - СМИ

Тереза Мэй может показать сторонникам Brexit, что они сделали большую ошибку на референдуме.

Когда казалось, что Вестминстер погружается в затяжной процесс летних выборов партийного лидера, министр энергетики Андреа Вилсон отказалась от борьбы за кресло премьер-министра Великобритании, которое станет свободным после отставки Дэвида Кэмерона. Поэтому единственным кандидатом неожиданно осталась министр внутренних дел Тереза Мэй.

"Что же мы знаем о женщине, которая скоро переедет на Даунинг стрит 10?" - пишет сегодня The Economist.

О Терезе Мэй говорят, что она эффективная, но не очень приветливая. Ее политическая карьера достаточно неприметна. Она провела шесть лет в кресле министра внутренних дел. В Британии эту должность называют "кладбищем карьеры". С 1855 года ни один британский министр внутренних дел не попадал в кресло премьер-министра. Но Мэй смогла завоевать репутацию компетентного и в "определенном смысле авторитарного" чиновника благодаря своей приверженности к ограничениям. Она соединила в себе социальный прогресивизм с политической жесткостью.

Мэй - ястреб иммиграционной политики. С другой стороны, за три года до того, как Кэмерон возглавил Консервативную партию, она предупреждала свою политическую силу, что с ее "дрянной репутацией" надо что-то делать.

Мэй также способствовала легализации однополых браков в Британии три года назад. А на референдуме по членству в ЕС она выступала на стороне сторонников остаться в составе объединения, хотя не часто говорила на публике об этом. После того, как консерваторы избрали ее новым премьер-министром, Мэй в своей речи пообещала воплотить некоторые социально-демократические политики, которые она позаимствовала у лейбористов. В частности, она призвала привлечь профсоюзы к управлению компаниями, расширить использование доходов от экономического роста и усилить контроль за тем, чтобы компании не уклонялись от уплаты налогов. Это может свидетельствовать о намерении Мэй склонить свою партию немного "влево".

В то же время, главной проблемой ее премьерства будет Brexit. После избрания на должность Мэй заявила, что она не бросится стремглав к использованию стати 50 Лиссабонского соглашения, которая регламентирует выход страны из ЕС. Сначала она планирует начать политические переговоры. В своей первой речи она отметила важность сохранения доступа Британии к единому рынку ЕС, хотя "наиболее твердолобые евроскептики" сомневаются в ее твердости на переговорах с 26 странами союза в этом вопросе.

Издание пишет, что у Мэй, безусловно, будет соблазн распустить парламент и объявить новые выборы в Великобритании. Хотя раньше она отвергала такую возможность. Но ее окружение боится повторения ошибок премьер-министра Гордона Брауна, который также унаследовал свою должность после отставки Тони Блэра, а не получил ее благодаря поддержке британцев.

В это же время, The Guardian пишет о том, как консерватор Кен Кларк назвал Мэй "чертовски сложной женщиной". Но несмотря на непарламентскую лексику, к которой прибег британских депутат в своем комментарии, друзья нового британского лидера говорят, что она действительно может быть "занудой", с которой "очень тяжело работать". Но Мэй никогда не было интересно понравится всем чиновникам.

Издание отмечает, что интересным и непредсказуемым ее премьерство делает то, что новый премьер в прошлом неоднократно руководствовалась не столько идеологией, сколько нравственностью и ее очень личным представлениям о том, что правильно, а что нет. В понедельник она дала понять, что к вопросам экономики тоже собирается применить свой метод нравственности, объявив о намерении воплотить некоторые идеи лейбористов. По мнению издания, будучи из тех, кто на референдуме по Brexit проиграл, Мэй попытается показать сторонникам выхода из ЕС, как они ошибались, не понимая до конца, насколько плохой ситуация может стать теперь. И для этого она может просто исполнить их прихоти.

Ранее премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о намерении покинуть свой поств связи с решением большинства британцев поддержать выход страны из ЕС.

Напомним, сторонники так называемого Brexit победили в Великобритании по результатам референдума о сохранении членства страны в Евросоюзе. Так, за выход их ЕС проголосовали 51,9%(17 410 742 граждан), тогда как за сохранение членства – 48,1%. (16 141 241 граждан).

Как писал Алексей Коваль в статье в ZN.UA, Brexit буквально расколол страну и британское общество, потряс мировые рынки, однако катастрофой для Евросоюза не стал. Реакция политиков европейских стран и чиновников ЕС была даже в чем-то более неожиданной, чем результаты референдума. Они сразу заявили, что уважают выбор британцев и потребовали от Лондона без промедления начать официальный процесс выхода из ЕС.

О непростых отношениях ЕС и Великобритании детальней читайте в материале "Неожиданный Brexit: Европа сама указала Великобритании на дверь".