Как новое правительство Израиля после завершения эпохи Беньямина Нетаньяху изменит отношения страны с США? Большое внимание сосредоточено на политике в отношении Ирана и палестинцев, но есть еще одна проблема, которая имеет огромный потенциал для укрепления или ослабления американо-израильских отношений: экономические и технологические связи Израиля с Китаем, пишет The Washington Post.
Администрация президента США Джо Байдена, как и администрация его предшественника Дональда Трампа, признала Китай главной угрозой национальной безопасности США и стратегическим конкурентом. Несмотря на политическую поляризацию в других сферах, демократы и республиканцы поддерживают пересмотр политики США в отношении Китая в таких вопросах, как военная позиция, торговля и инвестиции, контроль технологий и академический обмен.
Американские лидеры призывают иностранных союзников внести подобные коррективы, чтобы защитить себя от краж, шпионажа, принуждения и других преступных действий Пекина. Президент Байден во время недавней поездки в Европу подчеркнул угрозу Китая.
«Я не понимаю, чего американцы хотят от Китая. Если кто-то это понимает, он должен мне объяснить. Китай не против нас и не является нашим врагом», - сказал экс-глава израильской разведки Йосси Коэн.
Такое мнение Коэна отражает усиление связей между Израилем и Китаем.
Во время двух визитов в Пекин в должности премьер-министра Нетаньяху подчеркнул заинтересованность Израиля в технологическом сотрудничестве с Китаем. Он также поддержал роль Израиля в глобальной инициативе Пекина «Один пояс - один путь» и двустороннем соглашении о свободной торговле.
«Мы ваш идеальный младший партнер», - сказал Нетаньяху президенту Китая Си Цзиньпину в 2017 году.
Китайские инвесторы, государственные предприятия и технологические фирмы, такие как Huawei и Alibaba, приобрели или инвестировали в около 463 израильских компаний в период с 2002 по декабрь 2020 года, преимущественно в технологии, по данным Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета. Каждый крупный израильский университет, как и в США и Европе, имеет партнерские отношения с китайскими институтами и лабораториями.
Китайские компании инвестируют в израильскую инфраструктуру около 4 миллиардов долларов. По настоянию Вашингтона в 2019 году Израиль создал орган, осуществляющий проверку инвестиций, но он не охватывает высокотехнологичные отрасли.
Подобным образом Израиль не сильно контролирует экспорт, даже в отношении коммерческих технологий «двойного назначения», ориентированных на китайскую стратегию «военно-гражданского слияния».
«Я не собираюсь позволять регулированию вмешиваться в это», - отметил Нетаньяху в 2016 году, восхваляя сильные стороны киберпромышленности Израиля перед американской аудиторией.
Израиль не может просто так отказаться от основных рынков сбыта и потенциальных друзей. Но все имеет свою цену. Китай требует затрат, так же, как и США.
Китай поддерживает Иран - главного врага Израиля. В этом году Пекин и Тегеран подписали соглашение о партнерстве, которое включает военное сотрудничество на 400 млрд долларов. Некоторые китайские компании с израильского сектора технологий и инфраструктуры также ведут бизнес с Тегераном.
Во время очередного обострения конфликта между Израилем и ХАМАС весной этого года китайские чиновники критиковали Израиль в ООН. Главной целью Пекина могла быть попытка показать, что союзник Соединенных Штатов нарушает права человека. Позиция Пекина была явно недружественной относительно Израиля.
Может ли новое руководство Израиля изменить курс? Премьер-министр Нафтали Беннетт, бывший технический предприниматель, был министром экономики с 2013 по 2015 год, и в это время он поощрял инвестиции из Китая. Министр иностранных дел Яир Лапид ранее руководил Министерством финансов, известным своим положительным отношением к Пекину.
Но в прошлом месяце, сразу после вступления в должность, новое правительство поддержало США в осуждении нарушений прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге - первый дипломатический шаг для Израиля.
Будучи суверенным, высокотехнологичным государством Израиль может получить свою роль в соревновании между Китаем и демократическим миром. Израиль не является доверенным лицом ни одной стороны, но страна не выигрывает от того, что будет беззаботным наблюдателем или каналом для передачи технологий. Задачей для новых лидеров Израиля и их друзей в Вашингтоне является адаптация к новым реалиям глобальной стратегической конкуренции, резюмирует издание.
Биньямин Нетаньяху, который возглавлял правительство 12 лет, лишился поста премьер-министра. 5 мая истек срок, отведенный Нетаньяху на формирование правительственной коалиции. При этом незадолго до окончания срока премьер-министр сообщил канцелярии президента Израиля, что не может сформировать правительство, и вернул мандат главе государства.
13 июня Кнессет проголосовал за формирование нового коалиционного Кабинета во главе с Нафтали Беннеттом.
Сторонники Нетаньяху уступили новой коалиции всего один голос: вотум доверия правительству поддержали 59 депутатов, 60 – проголосовали за кабинет Беннетта.