В конце прошлого года Япония фундаментально изменила свою стратегию национальной безопасности. И это потребует существенных бюджетных расходов. Где Япония планирует брать эти средства, объясняет Сергей Корсунский в своей статье для ZN.UA «Прощай, пацифизм!»: война России против Украины заставляет Японию вооружаться».
«В стратегических документах Правительства было впервые зафиксировано намерение увеличить расходы на оборону до уровня не ниже 2% ВВП (сейчас этот показатель составляет чуть выше 1% и так было с 1976 года) в течение следующих 5 лет. Планируется, что общие расходы на оборону составят более 320 млрд долларов. Это увеличит бюджет министерства обороны до десятой части всех текущих государственных расходов и сделает Японию третьей в мире по объему расходов на оборону после США и Китая», – пишет автор.
Японское правительство ожидает, что Mitsubishi Heavy Industries начнет производить истребители и ракеты большой дальности. В широкомасштабном пятилетнем плане, когда-то немыслимом для пацифистской Японии, правительство заявило, что также будет накапливать запчасти и боеприпасы, расширять транспортные возможности, развивать возможности ведения кибервойны. Чтобы компенсировать увеличение расходов на оборону, правительство Японии повысит налог на табачные изделия, корпоративный налог и налог на восстановление после стихийных бедствий.
«Следует отметить, что внутри японского политикума, в том числе в рядах правящей Либерально-демократической партии Японии, идут ожесточенные прения о путях финансирования расходов на оборону. Часть членов ЛДПЯ выступает за покрытие, по крайней мере, частичное, расходов путем выпуска специальных государственных облигаций», – пишет Корсунский.
В то же время, премьер-министр Фумио Кишида хотел бы избежать выпуска новых облигаций, поскольку это увеличит государственный долг страны. В частности, по оценкам аналитиков, к концу текущего финансового года государственный долг превысит 1 квадриллион иен, или 262,5% ВВП, что является самым высоким показателем среди стран «Большой семерки».
«Следовательно, другие фракции выступают за введение дополнительных оборонных налогов в стране. Правда, такие шаги не ныне популярны в стране: опрос, проведенный в прошлом году, показал, что 53,6% населения Японии выступают против введения нового налога на оборону, в то время как 39% поддерживают такой шаг правительства», – добавляет автор.
По словам Корсунского, важно то, что принятие стратегических оборонных документов по-новому поставило вопрос о пересмотре Конституции Японии, в частности, ее «пацифистской» Статьи 9. Следовательно, аналитики прогнозируют, что соответствующие процедуры могут быть инициированы правительством Японии уже в 2023 году.
«Что касается Украины, то поддержка нашего государства Японией будет только увеличиваться. Новые возможности оборонного сотрудничества еще не подлежат изучению, но большая открытость Японии в этом контексте сулит интересные перспективы. Демократический мир, интегральной частью которого является Украина, должен уметь защищать себя. И усилия Японии, и наше сотрудничество с этой страной – именно об этом», – подытожил Корсунский.
В декабре 2022 года Япония пересмотрела свою Стратегию национальной безопасности, которую впервые в истории страны приняли в 2013 году. Наибольшим изменением в стратегическом курсе страны стало официальное приобретение Японией возможности нанесения превентивных ударов по вражеским базам и командным пунктам.
Одновременно одной из угроз Стратегия определяет Россию, в частности ее полномасштабное вторжение в Украину. Так, в Стратегии нацбезопасности Японии указано, что агрессия РФ против Украины серьезно нарушает международное право, расшатывает основы международного порядка.