UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ни одну страну нельзя назвать победителем в борьбе с пандемией — FT

Успехи в сдерживании распространения вируса были кратковременными.

Вопрос о том, какие страны побеждают в борьбе с пандемией коронавируса теперь имеет только один последовательный ответ: все зависит от конкретного периода. Вирус неоднократно делал победителей «жертвами», и наоборот, пишет Financial Times.

Не так давно США и Великобританию резко критиковали за некомпетентную реакцию на распространение вируса под руководством «нелиберальных популистов» и за непоследовательную «веру в свое национальное величие». Сейчас эти страны широко хвалят за быстрое внедрение вакцин и называют их самыми безопасными местами для отдыха этим летом.

Между тем многие страны, которые в начале пандемии получили международную похвалу за успешное сдерживание вируса, от Азии до Европы, уже успели столкнуться с неконтролируемыми вспышками ковида и медленными кампаниями вакцинации.

Поражает во всех этих случаях то, как использовались широкие национальные и культурные стереотипы для объяснения успеха и неудач в борьбе с пандемией, а потом они так же быстро забывались.

Сначала можно посмотреть на стратегии сдерживания вируса в Южной Корее и на Тайване. Низкое количество случаев болезни там связывали с хорошо подготовленным руководством и организованным обществом, которое было готово соблюдать ограничительные меры до такой степени, которую на Западе трудно представить. Это было до того, как, в частности, Южная Корея столкнулась с ростом количества случаев болезни.

После 102 дней без фиксации локальных случаев болезни в сентябре прошлого года Всемирная организация здравоохранения назвала Таиланд образцом в борьбе с пандемией, который направлял значительные инвестиции в здравоохранение. Многие аналитики пошли дальше, ссылаясь на культурные и национальные особенности Таиланда, а также его соседей в регионе Меконг, акцентируя внимание на том, что местное население ценит «чистоту».

Образ жизни и культура часто считались причиной низкого количества жертв в начале пандемии в Индии. Жизнь, проведенная в плотно заполненных домах, потребление пищи в антисанитарных условиях и грязная вода позволили жителям страны получить «врожденный иммунитет» к патогенным микроорганизмам, включая коронавирус, говорили некоторые аналитики. Однако, в прошлом месяце Таиланд изрядно пострадал от пандемии, а Индию ударила неконтролируемая волна коронавируса.

Стереотипные истории успеха были кратковременными и на Западе. Свободный подход Швеции к карантину в начале пандемии получил много «сторонников», которые предполагали, что культура и доверие населения к власти обеспечит организованное поведение людей и поможет сдержать распространение вируса без жестких локдаунов.

Кроме того, некоторые аналитики говорили о том, что жители Швеции имеют «культурные особенности», которые всегда позволяют им соблюдать социальное дистанцирование. Но осенью прошлого года количество случаев болезни в стране начало расти, и само руководство Швеции фактически признало свою стратегию неудачной.

Ситуация в Германии предлагает подобный пример. После того, как страна относительно удачно сдержала первую волну, многие аналитики считали, что это освещает уже имеющиеся сильные стороны Германии - от эффективного правительства до «кооперативного федерализма». Другие же хвалили организованность населения, которое доверяло лидеру Ангеле Меркель. Однако зимой вторая волна пандемии ударила Германию гораздо сильнее.

Подобные взлеты и падения в борьбе с распространением вируса пережила и Канада, где нагрузка на систему здравоохранения было гораздо меньше, чем в США прошлым летом. Канадцы с гордостью отмечали высокий уровень здравоохранения и дух единства, а также «здоровую» политическую культуру во главе с премьер-министром, который не поддерживал «сомнительных медицинских теорий».

Но сейчас кампания вакцинации в США гораздо успешнее, чем в Канаде. А количество случаев коронавируса в сутки в Канаде часто превышает суточные показатели США. Теперь канадцы хвалят «американское медицинское ноу-хау». То же самое делают и некоторые европейцы.

Но только история и время будут судить об успехе тех или иных наций в борьбе с пандемией коронавируса.

В то же время, пандемия не разрушила «и без того пострадавшую идею американской исключительности», как многие ожидали еще год назад. Но ни одна крупная страна еще не достигла коллективного иммунитета.

Смягчения и усиления карантина, отмены локдаунов и повторное введение блокировок были экспериментальным методом проб и ошибок, которые проходили с разной скоростью по всему миру. Никто не может четко спрогнозировать, как будет складываться ситуация дальше.

Вакцины действительно могли бы стать чудодейственным оружием, которое окончательно выиграет битву с коронавирусом. Но американские Центры по контролю заболеваний осторожно отправляют сообщения о том, что вакцины являются высокоэффективными, но будут ли они работать против всех вариантов ковида, еще не до конца понятно. Так или иначе, объявлять победу над пандемией рано.

Главный урок: выбор победителей в разгаре битвы - это ошибка. Вряд ли какую-то страну можно назвать победителем. Надо признать, что вирус имеет собственный долгосрочный план выживания.

Что еще важнее, стоит взглянуть на то, как неудачно культурные стереотипы объясняли успех и проигрыш в борьбе со сдерживанием вируса. Спешка никогда не был полезным инструментом для прогнозирования успеха и неудач, и коронавирус это в очередной раз подчеркнул, резюмирует издание.

Читайте также: The Economist прогнозирует, сколько будет стоить завершение пандемии

Как свидетельствуют данные секретного отчета разведки США, которые оказались в распоряжении The Wall Street Journal, трое китайских ученых из института вирусологии в Ухане тяжело болели со всеми симптомами коронавирусного недуга в ноябре 2019 года еще до появления первой информации о COVID-19.

Данная информация может говорить о том, что происхождение коронавируса искусственное.