Турция в своей истории видела минимум четыре случая, когда военные свергли правительство. Самый свежий такой переворот произошел во второй половине 90-х годов. Однако никто не ожидал, что что-то подобное произойдет 15 июля.
Об этом пишет The Economist. Много военных командиров выражали возмущение все более авторитарным правлением президента Раджепа Тайипа Эрдогана, который пытается переформатировать турецкое общество на исламистский лад и обуздать военных. Однако мало кто из них имел причины думать, что попытка свергнуть его может быть успешной.
Эрдоган победил на каждых выборах с 2002 года, его поддерживает примерно половина электората. Благодаря десятилетию экономического процветания даже наиболее ярые оппоненты считают его меньшим злом, чем власть военных. Один турецкий журналист написал на своей странице в Twitter на фоне событий 15 июля: "Худшее подобие демократии лучше, чем переворот".
Подавили попытку переворота за считанные часы на фоне массовой демонстрации народной поддержки гражданскому правлению. Минимум 265 человек, согласно официальным сообщениям, погибли. А Эрдоган вышел из этой ситуации еще сильнее, чем был. Его желанная цель изменить конституцию и наделить президента абсолютной властью теперь вполне достижима.
Турецкий президент мастерски играет одновременно победителя и жертву: человека, который поставил на колени старую светскую гвардию и помог голосу консерваторов звучать громко, но при этом и того, что постоянно говорит о внутренних и внешних врагах. Для Эрдогана мир делится на две части: тех, кто его поддерживает, и надоедливую коалицию врагов, среди которых политическая оппозиция, страны Запада, которые завидуют "турецкому успеху", мировая финансовая элита и тайное исламское движение во главе с Фетхуллахом Гуленом.
В глазах сторонников переворот лишь доказал, что Эрдоган был прав. Теперь он может претендовать на народный мандат доверия, который позволит ему захватить еще больше власти и уничтожить остатки центристской оппозиции.
Армия станет первой жертвой читок. Много турков вздохнет с облегчением, потому что военные больше не представляют альтернативу власти, как это было раньше. А неудачный переворот поддержали не много офицеров и солдат.
"Это не был тот переворот, в котором армия выступает как институт", - подчеркнул эксперт Гарет Дженкинс.
Все же, им удалось ввести танки и тяжелую технику в Стамбул и Анкару, а также поднять военные самолеты в воздух над парламентом. Около 2,8 тысяч солдат, среди которых ряд генералов, были арестованы после подавления.
Другой жертвой Эрдогана станет движение Гюлена, чей лидер был союзником президента до 2013 года. Правительство очень быстро обвинило его в причастности к организации вспышки насилия. В начале этого года Анкара признала сторонников Гулена "террористической группировкой" и тем самым дала "зеленый свет" преследованию всех, кого лишь подозревают в связи с движением.
16 июля премьер министр Бинали Йылдырым призвал США выдать Турции Гулена, который живет в Пенсильвании.
"Страна, которая поддерживает этого человека, не может быть другом Турции", - предостерег он.
В парламенте Эрдоган давно хотел подорвать политическую оппозицию. Прошлым летом он применил большие силы против движения на юге страны, связанного с "Курдской рабочей партией". Это также привело к тому, что власть смогла обвинить и умеренных курдских депутатов в связях с террористами. С них сняли депутатскую неприкосновенность и обвинили в терроризме. Взрывы, организованные курдскими боевиками и "Исламским государством" в турецких городах, лишь легитимировали наступление правительства на независимые СМИ и свободу слова. Главные независимые газеты и телеканалы были подчинены менеджменту, дружески настроенному к правительству. С 2014 года прокуроры открыли около 2 тысяч дел против людей, которых заподозрили в оскорблении президента". Вероятно, что после неудачного переворота такие репрессии усилятся.
Пожалуй, самым большим беспокойством станет то, что после выступления военных у власти появится возможность уничтожить то, что осталось от турецкой независимой судебной системы. 16 июля правительство объявило об освобождении 2,7 тысяч судей. Также двух членов конституционного суда задержали.
Ирония неудачного переворота еще в том, что он показал, насколько мизерны угрозы для Эрдогана. Фактически весь политический класс и подавляющее большинство турецких граждан, среди которых те, кто поддерживают и не поддерживают президента, высказались против переворота. И это хорошая новость. Плохая же заключается в том, что сегодняшнее ощущение единства может утонуть в завтрашних призывает к мести. На следующий день после попытки переворота группа мужчин с флагами Турции прошлась по главным улицам Стамбула, выкрикивая: "Мы хотим казней".
Для Эрдогана неудачный переворот – это золотая возможность объединить разделенное общество. Но опыт прошлого говорит, что Эрдоган начнет с жестоких расправ.
"Ночью 15 июля турки разных политических взглядов выступили вместе, чтобы защитить свою страну от власти военных. И теперь хрупкая демократия Турции, за которую десятки людей умерли, оказалась в руках Эрдогана, которому вряд ли можно доверять", - пишет издание.
Как известно, в ходе попытки военного переворота в Турции погибли не менее 265 человек. Количество раненых оценивается в 1500 человек.
Оппозиционный исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, которого власти Турции обвиняют в организации мятежа, отверг свою причастность и заявил, что переворот мог быть постановочным и к этому может быть причастен нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган.