UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не все в мире против Путина: как Украине работать с «глобальным Югом»

Автор: Сергей Корсунский

«Украина должна «переписать» российский нарратив в странах «глобального Юга». «На саммите G20 Индия основное внимание уделит проблемам «глобального Юга». «Япония предпринимает дополнительные усилия в области дипломатии, чтобы не допустить «проигрыша» Китаю «глобального Юга»». Так или примерно так звучат заголовки множества аналитических статей, посвященных современной геополитике и саммитам «семерки» и «двадцатки», которые пройдут в этом году в Юго-Восточной Азии. Украина будет в центре внимания этих саммитов и нам важно понимать, как артикулировать свою позицию в несколько непривычном для нас контексте.

Концепция «глобального Юга», о чем вдруг стали говорить по каждому поводу, является одним из элементов геополитического анализа, которым, как фиговым листком, прикрывают ту его часть, о которой все догадываются, но не знают, как назвать прямо. Она настолько размыта, что трудно установить, кто же был ее автором и когда впервые ее озвучили. По некоторым данным, ей более 70 лет, но до сих пор едва ли не каждый политик, употребляя этот термин, имеет в виду что-то свое. Глобальный Юг — это не то постколониальные, не то развивающиеся, не то неприсоединившиеся страны, которых не то 77, не то 130.

Читайте также: Глобальный Юг» и «мировое большинство» — это «не-Запад» или «не-Россия»?

Китай вроде бы входит в их число, но Пекин это отрицает. Россия точно не входит, но хочет возглавить некое «мировое большинство», которое почти то же самое, что и «глобальный Юг», только больше. Индия откровенно претендует на лидерство среди стран «глобального Юга», рассчитывая занять нишу центра притяжения для тех государств, которые не хотят выбирать между США и Китаем. Учитывая неопределенность термина и всеядность применения этого концепта, на глобальность «Юга» можно было бы не обращать внимания, если бы ныне он не оказался в центре разворачивающегося противостояния геополитических блоков «США+»—«Китай+», каждый из которых стремится увеличить этот самый «+».

Читайте также: Bloomberg: Китай за территориальную целостность, но есть нюанс

Парадоксально, но как заметил один японский журналист, если посмотреть на этот вопрос с позиций постколониализма и развивающегося состояния экономики, то Украину тоже вполне можно отнести к числу государств этого самого «глобального Юга». Просто традиционно в него не включаются страны Европы. Странным образом России удалось внушить большинству государств Африки, Азии и Латинской Америки, что она не вела колониальных войн, а, наоборот, помогала освобождению угнетенных. Любопытно, как тогда оценивать фактическую оккупацию Украины в XVII веке, захват Крымского ханства в 1783 году, покорение Кавказа, захватнические войны против государств Центральной Азии, присоединение «на вечные времена» Польши и Финляндии? Сложно перечислить все случаи поддержки Россией террористических группировок по всему миру, объемы поставок оружия и осуществления геноцида в отношении мирного населения, однако об этом южнее Сахары не говорят. Действительно, в Африке и Азии земли захватывали другие империи, однако суть колониализма была неизменной, что в Алжире, что в Анголе, что в Польше и Украине.

Почему для нас это важно? Потому что не весь мир против Путина. По голосованиям в ООН (а это не только Генеральная ассамблея, но и другие важные органы), непрекращающимся попыткам помочь России обойти санкции, а также призывам установить мир с позиции компромисса в пользу агрессора несложно отследить количество государств, для которых так называемый Запад — это плохо, а не-Запад — это хорошо. Невозможно отрицать, что бывшие империи натворили в колониях множество бед, хотя по этому поводу существуют различные мнения. Государства Африки и Ближнего Востока справедливо критикуют развитые страны с точки зрения пренебрежения конфликтами, которые происходили, и до сих пор тлеют вдалеке от Европы. В диалоге с представителями академических кругов стран «Юга» обязательно всплывают примеры Ирака, Афганистана, Сирии, Ливии. Об освобожденном Кувейте не вспоминают, а вот о «палестинском вопросе» — обязательно.

Россия традиционно проводила мощнейшую пропаганду в постколониальных и беднейших странах, не гнушаясь прямым подкупом местной элиты, контрабандой оружия, экспортом-импортом ресурсов, а теперь и «Вагнером». Одновременно со специальными операциями российские политологи работали над бредовыми для специалистов, но приятными для самолюбия многих представителей «глобального Юга» идеями типа создания нового международного банка, где будут хранить валютные резервы страны, не доверяющие Западу. По мнению прописанных в Москве авторов идеи, новый международный Банк «глобального Юга», а в перспективе и всего мира, созданный, к примеру, на основе банка развития БРИКС или Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с возможным участием всех других финансовых организаций, которые пожелают поучаствовать, выпустит свои облигации. Они будут продаваться всем странам, но главное — странам-членам (в основном — развивающимся государствам, и особенно тем, у кого заморозили или могут заморозить активы). Такие страны смогут хранить в этих облигациях свои валютные резервы. Выручку от продажи этих облигаций Банк будет вкладывать не только в ценные бумаги стран БРИКС и других стан «глобального Юга», но и в традиционные финансовые инструменты для хранения валютных резервов — казначейские векселя и облигации США и ЕС, деноминированные в тех же долларах и евро. Самое главное в этой идее — США и ЕС якобы не рискнут заморозить активы Банка, так как это будет означать конфликт со всеми странами БРИКС и «глобального Юга» одновременно.

Читайте также: Bloomberg: МВФ помогает Украине, и это раздражает страны «Глобального Юга»

Авторы уверены, что для США и ЕС такой вариант не только приемлем, но даже желателен: новый Банк переведет нынешние прямые инвестиции развивающихся стран в западные финансовые инструменты во вложения через посредника, роль которого и будет выполнять Банк. В противном случае процесс перевода международных валютных резервов в юаневые финансовые инструменты и золото вызовет значительное падение цен американских и европейских активов, что, по мнению авторов идеи, чревато финансовым кризисом. Ну а дальше вместе с новой международной организацией, члены которой возьмут обязательство воздерживаться от односторонних санкций, Банк сможет начать строительство нового мирового экономического порядка, способствующего развитию стран «глобального Юга» и превращению их в развитые. Такой вот план построения нового мира, в центре которого окажутся БРИКС и страны «глобального Юга», предлагают в России. Говорят, его вполне серьезно будут обсуждать на предстоящем саммите БРИКС в Южной Африке.

Совершенно не случайно накануне саммита G7 премьер-министр Японии Фумио Кишида отправился в Египет, Гану, Кению и Мозамбик. Это первый подобный тур главы правительства Японии с 2014 года. В прошлом году торговля Кении с КНР возросла на 27%, в Мозамбике в ноябре 2022 запущен совместный с Китаем завод по производству сжиженного газа, а министр финансов Ганы в марте ездил в Пекин договариваться о реструктуризации долгов после дефолта в декабре. С целью активизации диалога со странами «глобального Юга» министр иностранных дел Японии посетит Тринидад-и-Тобаго, Барбадос, Парагвай, а также Перу и Чили — участников Транстихоокеанского соглашения о свободной торговле, участниками которого хотят стать Китай и Украина. Япония, имеющая значительно лучшее реноме в постколониальных странах, чем остальные участники G7, стремится наверстать упущенное. К диалогу с наиболее развитыми странами в Хирошиме, кроме Украины, приглашены Индия, Бразилия, Австралия, Южная Корея, Индонезия, Острова Кука и Коморские острова. Приоритеты очевидны.

Читайте также: Позиция Латинской Америки по отношению к Украине застряла в прошлом – Bloomberg

В то время, когда Си Цзиньпин принимал в Пекине президента Бразилии Лулу де Сильву, министр иностранных дел Индии отправился в Уганду, Эфиопию и Мозамбик, а в начале года Дели инициировал первый в своем роде онлайн-саммит «Голос Глобального Юга». Одна из целей — решение проблемы долгов. При этом, правда, как бы замалчивается тот факт, что долги эти — по китайским кредитам, как и дефолт Шри-Ланки, Ганы и Замбии, проблемы с продовольствием, возникшие из-за агрессии Росси против Украины, — вина Москвы, а в изменениях климата, которые также беспокоят «глобальный Юг», — в значительной степени просматривается вклад Бразилии, Индии и Китая. Складывается впечатление, что подобные «детали» в хоре голосов «глобального Юга» просто теряются — во всех бедах виноват белый и богатый «Север».

Индия готовится заявить о своей лидерской роли. Однако при этом в Дели вовсе не рассматривают войну России против Украины как системообразующий фактор глобальной политики. Здесь говорят о мире и гармонии. Лозунг премьер-министра Моди: «Одна Земля, одна семья, одно будущее». Не война и не противостояние являются самыми серьезными вызовами для человечества, а изменения климата, терроризм и пандемии. По мнению многих индийских экспертов, к которым прислушиваются, Запад, возможно, и прав относительно оценки войны в Украине, однако эта позиция лицемерна, поскольку сам Запад виновен в развязывании множества конфликтов в Азии — от Вьетнама до Ирака. Поэтому Индия не заинтересована в изоляции России — Дели хочет иметь диалог со всеми, чтобы стремиться ко всеобщему миру и гармонии.

В публикациях японских экспертов (а у Японии с Индией исторически очень прочные связи) Дели пробует и стремится говорить от имени «глобального Юга». И этот месседж таков: развивающимся странам нужен доступ к технологиям и капиталам, нужны стабильные поставки продовольствия и лекарств, усилия по предотвращению глобальных изменений климата. Войны разрушают их надежды, и поэтому они должны быть прекращены как можно скорее и любой ценой. Санкции приводят к росту цен и сложностям с поставками. Для стран «Юга» блокировка Россией поставок зерна из Украины — это сложно. Для них важен сам результат — отсутствие зерна, и это та позиция, которую Индия намеревается озвучивать на саммите «двадцатки» в сентябре.

Когда Индию критикуют за связи с Россией, она говорит: а Запад разве не имеет дела с диктаторскими режимами, когда ему это нужно? Индия на 60% зависит от поставок оружия из России и сполна использует возможность купить нефть по небывало низким ценам. Дели стремится поддерживать диалог с Москвой, чтобы не дать России окончательно стать вассалом автократического Пекина, Индия — все же демократия. Индия ведь продолжала и развивала сотрудничество с США, хотя была против войн в Ираке и Афганистане, Индия сотрудничает с Китаем, хотя на границе с КНР постоянно возникают вооруженные конфликты, поэтому Индия и с Россией сотрудничает, хотя понимает, что война против Украины нарушает международное право. Потому что, как говорил еще Джавахарлал Неру: «Мы не пророссийские и не проамериканские, мы — проиндийские». Поэтому Индия одновременно член БРИКС, ШОС и QUAD, поэтому Индия самым активным образом сотрудничает по вопросам безопасности и развития технологий с США (крупнейшим в мире покупателем индийских товаров и сервисов), однако отказывается от роли «балансового механизма» в противостоянии Вашингтона и Пекина. Дели сотрудничает с Тайванем, однако воздерживается от любых шагов, которые могут спровоцировать конфликт в Тайваньском проливе.

Читайте также: Foreign Affairs: Как Западу действительно объединить мир вокруг Украины?

Важно понимать, что Индия действительно во многом точно отражает позицию государств, которые не хотят выбирать сторону в противостоянии США—Китай+Россия. И нужны действительно серьезные решения, если страны демократии хотят изменить эту позицию. Возможно, следует дать развивающимся странам удочку вместо рыбы, открыть для них рынки и помочь развитию экономики, как это произошло в свое время в Восточной Азии. Кажется вполне очевидным, что политика «мягкого» влияния на видение «глобального Юга» должна стать менее ортодоксальной и опираться больше на решение практических вопросов для каждой отдельной страны или группы стран, чем на соблюдение прав человека и демократизацию власти. Из 23 лидеров стран мира, которые находятся при власти больше 20 лет, двадцать — представляют государства «глобального Юга».

И нужны поистине титанические усилия в области контрпропаганды — Россия не жалела ни времени, ни денег, используя любой подходящий инструмент для продвижения своей точки зрения. В конце марта Россия приняла 40 делегаций стран Африки на второй межпарламентской конференции, а в июле в Санкт-Петербурге состоится саммит Россия—Африка. И все же за последние два года было сделано уже немало как самой Украиной, так и в сотрудничестве с нашими партнерами, чтобы представить нашу точку зрения в Африке. Стоит использовать любую подходящую площадку, чтобы артикулировать нашу позицию. Опыт взаимодействия с бывшими европейскими симпатиками России показал: мы умеем добиваться результата. Успех на южном направлении станет важной составляющей нашей общей победы.