UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не все страны смогут обеспечить экономическое восстановление после пандемии — Bloomberg

Пандемия побудила правительства стран вводить жесткие карантинные ограничения, в результате которых пострадал бизнес.

Так же как и войны, пандемии обусловливают изменения, которые непременно будут долгосрочными. Черная смерть в середине XIV века способствовала повышению заработной платы по всей Европе, поскольку рабочей силы не хватало, и рабочие смогли получать надбавку от землевладельцев. Подобным образом, пандемия COVID-19 также принесет долгосрочные последствия для глобальной экономики, пишет Bloomberg.

Пандемия побудила правительства стран вводить беспрецедентные ограничения, такие как локдауны, в результате которых пострадал бизнес. Но такие ограничения были необходимы, чтобы замедлить распространение болезни и уменьшить давление на системы здравоохранения. В то же время они оказывали масштабную экономическую поддержку пострадавшим компаниям, включая гарантии займов и вливание собственного капитала.

Такое государственное вмешательство в экономику было оправданным. История показывает, что обычно пандемии становятся временными потрясениями, а жизнь часто нормализуется, когда кризис заканчивается. Поэтому было бы не слишком умно позволять компаниям просто «погибнуть от рук пандемии». Волна банкротств просто задержала бы потенциальное восстановление экономики.

Однако европейские правительства, похоже, не хотят играть только временную роль в поддержке бизнеса. Даже до коронавирусного кризиса набирало популярность мнение, что государство должно больше контролировать частный бизнес. После финансового кризиса регуляторы вмешались, чтобы исправить недостатки банковской системы. Политики, особенно в странах Европейского Союза, начали нацеливать свое влияние на «большие технологические компании», поскольку боялись, что их доминирование несправедливо вытеснит конкурентов.

Пандемия только укрепила эту веру в необходимость вмешательства правительств. От Италии до Великобритании политики все чаще склоняются к контролю над бизнесом. В Великобритании правительство вступило в споры с ЕС на переговорах по Brexit относительно инвестиций в технологический сектор. В Италии инвестиционный банк Cassa Depositi e Prestiti SpA стал центральным игроком в нескольких промышленных битвах, поскольку собирается расширить свои полномочия в области телекоммуникаций.

Конечно, государственный сектор должен играть определенную роль в помощи экономике восстановиться после COVID-19. И эта роль должна выходить за рамки обеспечения безработных людей средствами к существованию. "Операция Warp Speed" в США и финансовая поддержка Германией компании BioNTech SE способствовали ускорению разработки и распространения вакцин против COVID.

Но риски возврата к старым интервенционистски методам не за горами. Британская компания Leyland, которая переживает проблемы, и Alitalia SpA, итальянская убыточная авиакомпания, являются двумя напоминаниями о том, как национализация может привести к бесконечным расходам государственных средств без реальной прибыли.

Если правительства не откажутся от контроля над неудачным бизнесом после пандемии, это придаст существенных затрат «государственным кошелькам» в то время, когда эти деньги могут быть направлены на прямую помощь семьям. Честная конкуренция может пострадать.

Это также откроет путь для роста количества «зомби-компаний» - тех, которые не были бы жизнеспособными в долгосрочной перспективе, если бы не государственная поддержка. Эти компании не позволят рабочим и капиталу переходить к более производительным конкурентам. В конце концов, это может привести к застою роста производительности труда.

Проблемой для правительств будет поиск правильного баланса между предоставлением существенной поддержки для бизнеса. Некоторые предприятия просто будут нежизнеспособными в результате пандемии и ее долгосрочного влияния на потребление и производство. Например, розничная торговля в будущем будет выглядеть совсем по-другому, поскольку многие люди привыкают к покупкам в Интернете. Количество деловых поездок также может сократиться, поскольку компании привыкают к видеоконференциям.

Политики не должны держать весь бизнес на плаву, поскольку это будет мешать появлению новых компаний. Вместо этого правительства стран должны помочь работникам готовиться к новым рабочим местам в секторах, которые начали активно развиваться во время пандемии. Долгосрочное восстановление после пандемии зависит от способности политиков понимать собственные возможности, резюмирует издание.