UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не только Путин. Кто и зачем снова «раскачивает» Балканы?

Автор: Владимир Цыбульник

Босния и Герцеговина и далее остается одним из наиболее небезопасных регионов, подтверждая слова Отто фон Бисмарка о «пороховой бочке Европы». На сей раз фитиль мог вспыхнуть во время Дня Республики Сербской, который отмечался 9 января.

История с этим «праздником» удивительна. Вдумайтесь, ведь именно девятого января 1992 года боснийские сербы провозгласили создание «Республики Сербского народа Боснии и Герцеговины, Боснийской Краины и восточной Боснии». Он стал не только первой попыткой к выходу из только что ставшей независимой БиГ. Это событие спровоцировало начало войны, унесшей более 100 тысяч жизней и многие сотни тысяч оставившей без крова. Воистину, прав был нобелевский лауреат, писатель Иво Андрич: когда попадаешь в Боснию, логика пропадает.

Читайте также: Лидер боснийских сербов-сепаратистов обещает разорвать страну на части, несмотря на предосторожности США

В том же году Конституционный суд БиГ отменил сей «праздник», назвав его неконституционным и дискриминационным по отношению к двум другим конституционным народам — бошнякам и хорватам. Его проведение признано уголовно наказуемым действием. Суд дважды подтверждал свое решение. А недавно и Верховный представитель Кристиан Шмидт запретил его проведение как раньше.

И в этой дате — 9 января — кроется вся суть борьбы международного сообщества и политиков РС вокруг «праздника». Суд БиГ и Кристиан Шмидт не отрицают День республики. Они настаивают на неприемлемости именно 9 января, поскольку в этот же день православные сербы отмечают день святого Стефана. Совмещение государственного и религиозного (лишь православного) праздников может оскорблять верующих иных конфессий и противоречит ряду международных документов в области обеспечения прав человека. Поэтому сербам предлагается перенести празднование на другой день.

EPA-EFE/FEHIM DEMIR

Но воз и ныне там — именно 9 января 2024 года в РС вновь прошли мероприятия неконституционного праздника. Как и раньше — безнаказанно. Пока никаких правовых действий в отношении участников и организаторов предпринято не было.

Хотя этот праздник постепенно превратился в оружие дестабилизации ситуации в БиГ. И чем больше было обещаний от российского президента о поддержке и помощи Милораду Додику, тем все более реальными становились предпраздничные угрозы и действия последнего, а сам праздник превращался в демонстрацию силы Додика и слабости международных институтов, продолжавших потакать сербским националистам в Баня-Луке.

На этот раз к празднику начали готовиться задолго, еще весной, и достаточно серьезно. О ходе праздничной подготовки мы рассказывали неоднократно.

В канун нынешнего 9 января Додик выдвинул свой ультиматум — если Высокий представитель введет закон о принадлежности государственного имущества, то Скупштина объявит независимость РС и проведет референдум о выходе из БиГ, начнется вывод сербов из армии, полиции, государственных институтов.

Стало также известно, что в вечернем марше в Баня-Луке примет участие около 900 вооруженных жандармов, полицейских, бойцов спецназа, легкая бронетехника и даже дроны. А также члены паравоенных образований, в частности сербского отделения «Ночных волков», резервисты и ветераны, которые готовы вновь повоевать, к чему их подталкивает высокая безработица.

Подобные заявления и милитаристская демонстрация РС встревожили Брюссель и представителей международного сообщества в Сараево. Посольство США выступило с жестким предупреждением — последние сепаратистские заявления Додика угрожают целостности БиГ, стабильности в регионе. Поэтому США не будут смотреть на нарушение Дейтонских мирных соглашений и предпримут соответствующие меры. Генпрокуратура и Шмидт напомнили, что участие в мероприятиях 9 января, особенно военных и госслужащих, может повлечь за собой уголовное наказание.

Getty Images

За несколько дней до праздника два истребителя США в рамках учений с Объединенными вооруженными силами БиГ совершили пролеты над страной. Это было оценено как предупреждение сепаратистам — время для уговоров и убеждений заканчивается, США возвращаются ради сохранения стабильности и целостности БиГ. Последовало и заявление командующего силами EUFOR генерала Ласло Штица о том, что миссия вмешается, если местная полиция не сможет обеспечить мир.

Предупреждения подействовали, но частично. Праздник все же прошел. Правда, среди иностранных гостей были лишь министр обороны Сербии и настоятель Сербской православной церкви, посол России. Можно не сомневаться, что Додик был неприятно удивлен отсутствием Виктора Орбана, которому должны были вручить высшую награду (такую же, как и Путину) — Орден РС на цепи. Да и Александар Вучич тоже отсутствовал, несмотря на то, что обязан Додику десятками тысяч голосов граждан РС, незаконно проголосовавших в поддержку Вучича на выборах 17 декабря 2023 года в Сербии. Даже черногорские политики-сербы не рискнули приехать. Мероприятие стало чересчур токсичным, да и выглядело как провинциальный междусобойчик.

Праздник прошел, самолеты улетели, а вопрос «что же дальше?» остался. Рискнем дать свою версию ответа.

Додик начинает понимать, что заигрался и ситуация в энтитете — политическая, социальная, экономическая — приближается к кризисной. Европейские страны постепенно сворачивают помощь и отзывают инвестиции, опасаясь дестабилизации, угрожающей бизнесу. Не уменьшается иммиграция из энтитета в первую очередь молодежи. Поддержка лично Милорада Додика в РС в политикуме и народе все слабее.

Путин, Вучич и Орбан на нынешнем этапе не смогут оказывать действенную финансово-экономическую и военную помощь энтитету. Агрессия России против Украины не даст Москве возможности в ближайшее время поддерживать друга Додика. Вучич, балансируя между Западом и Востоком, склоняется к активизации евроинтеграции, чему мешают пока теплые отношения с президентом РС. А Венгрия сама ожидает финансовую поддержку от Евросоюза.

Читайте также: На что решится Вучич после выборов и протестов?

Президент РС становится все более токсичным, в том числе для своих немногочисленных приятелей, в большинстве сиюминутных. Даже для Александара Вучича, несмотря на приверженность обоих «сербскому миру», подобные провокационные мероприятия РС противопоказаны. Их поддержка — ситуативна, пока в интересах каждого из них. А значит непостоянна.

Додик также увидел и услышал, что EUFOR и силы НАТО не допустят никаких выходов из БиГ. Войны никто не хочет, а бошняки не позволят развалить Боснию и Герцеговину мирным путем.

Недавно в интервью агентству Reuters президент РС заявил, что не имеет планов добиваться отделения (вряд ли можно полностью верить этим словам). Но борьбу за расширение полномочий РС не прекратит, пытаясь забрать их путем переговоров и парламентских решений у БиГ. А это означает изменение Дейтонских мирных соглашений, которые для многих политиков в БиГ и за ее пределами остаются неприкасаемой «священной коровой». Согласятся ли с этим международные игроки ныне? Вероятно, нет.

Вероятно, Додик несколько уменьшит сепаратистскую риторику, но не откажется от нее. Тем более что лидеры Венгрии, России и Сербии будут защищать его — он нужен им по разным причинам. Официальный Будапешт все увереннее занимает позицию посредника между ЕС и РС, что подтвердило обещание премьера Орбана блокировать любые санкции против энтитета. А еврокомиссар по вопросам расширения Оливер Вархеи (ориентированный на Орбана) будет и дальше рассказывать о плодотворном сотрудничестве с правительством в Баня-Луке, не замечая там проявлений сепаратизма.

И все же, проведение в очередной раз празднования 9 января — неконституционного и провокационного — должно изменить ситуацию в РС и подходы со стороны международного сообщества к Баня-Луке. Скорее всего, Додику и его союзникам будет оставлена некая возможность и дальше приводить в замешательство ЕС и США. Но реакция на них станет более жесткой, практичной и результативной. Конечно же, Додика не арестуют и не снимут с должности, слишком поздно. Но ограничения его полномочий и возможностей действовать во вред БиГ, безусловно, будут предприняты. Да и EUFOR пришла пора работать.