Лев Толстой писал о "эпидемическом внушении", чтобы описать моменты, когда человечество, кажется, подверглось массовому гипнозу, которому ни одна сила не может противодействовать. Последствия, такие как Крестовые походы или голландская Тюльпанна лихорадка в 17 веке, никогда не удавалось взять под контроль. И прямо сейчас на мир опять надвигается один из таких моментов.
Об этом на страницах New York Times пишет журналист Роджер Коэн, который признает, что он сам и все те, кого пугает то, что мир скатывается в сторону политики насилия, вряд ли смогут остановить "эпидемическое внушение". Ведь даже публичное возмущение и осуждение "подпитывают" этот процесс.
"Предупреждение об опасности – это только высокомерные всхлипывания тех, кто поддерживает декадентов, систему, которая вот-вот будет уничтожена. А сам момент – это ответ. Лукавство теперь новая правда. Маневры значительно важнее, чем суть. Мир разворачивается наизнанку", - пишет он.
По мнению обозревателя, мир стоит на пороге конца системы, которая возникла после 1945 года. Интерлюдия к этому моменту была относительно мирной в исторических измерениях. Мир долгое время руководствовался правилами, чтобы избежать катастроф. После Второй мировой войны появились организации, соглашения, альянсы и даже союзы, такие как ЕС, призванные предотвратить кровопролитие.
Конец такого мира начался в 2014 году, когда президент России Владимир Путин смог оккупировать Крым, нарушив территориальную целостность Украины, что стало грубым нарушением статьи 2 устава ООН.
Однако сам факт нарушения был не таким страшным, как ложь, которая его сопровождала. Советский Союз в 1931 году использовал лозунг, что "два плюс два равно пять". Путин как продукт СССР тоже придумал свою ложь о том, что Запад окружил Россию, а также что якобы все российские войска и оружие на Востоке Украины - это лишь "плод воображения всего мира".
Как предсказывал Джордж Оруэлл: "С тоталитарной точки зрения, история – это нечто такое, что нужно создать, а не изучить". А тем временем на сцену вышел товарищ Путина Дональд Трамп, который в качестве прелюдии к 76 минутной лжи с позолоченного подиума заявил, что "никакой лжи не будет".
"Где же была Лени Рифеншталь, когда она так была нужна в Кливленде на прошлой неделе?" - говорится в статье.
Но Трам не один такой. По мнению автора, существует целый глобальный тренд. Как писал Джон Ланкастер в The London Review of Books: "Не думаю, что в Британии были такие времена, когда так много публичных людей потратили так много времени, чтобы громко заявить о вещах, которые были заведомо ложью".
Успешные аргументы за выход Британии из ЕС были абсолютной ложью. Но "наиболее крикливый шарлатан" Борис Джонсон недавно стал министром иностранных дел.
Факты теперь стали причудливым похмельем от времен рационального дискурса. Как заметил Роджер Ейлс на Fox News, стоит оценить "трампистскую реальность" перед падением, которое станет "апофеозом пост-фактического мира".
"Мы уже были в этой точке ранее. Фашизм был ответом на нефункциональную демократию. Он предложил веру в то, что сильная рука может выступить против врагов: внутренних и внешних. Его валютой была ложь, а кульминацией – кровавое безумие. Он был осужден теми, кого он проглотил", - говорится в статье.
По мнению автора, повторение истории неизбежно, поскольку Трамп подражает Путину. Здесь стоит снова вспомнить Оруэлла: "Тоталитаризм требует, на самом деле, постоянного изменения прошлого, и его долговременное существование, наверное, требует отказ от веру в само существование объективной правды".
Тем временем, Жанна Немцова на страницах Politico писала, что Россия рассчитывает, что Трамп развяжет ей руки в Украине и Сирии. Москву интересует, республиканец позволит ей расширить сферу влияния в Европе.
Ранее издание New York Times писало, что Трамп кажется одержимым Путиным и Россией. Он окружил себя пророссийскими политиками и не раз обещал, что "договорится" с российским президентом. Тем временем, Трамп допустил, что США не будут защищать союзников по НАТО от России. В это же время, посол одной из стран НАТО рассказал, что в Балтии очень много людей беспокоятся за возможность президентства Трампа и то, "как это развяжет руки Путину".