UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лидеры Талибана вводят жесткие ограничения в отношении женщин, но не в отношении собственных дочерей

Своих дочерей они учат в частных школах за границей без жестких ограничений.

В 2020 году жизнь женщин в Афганистане мало напоминала ту, что мы наблюдаем сегодня во время правление Талибана. В период с 2001 по 2021 год, когда Афганистан почувствовал передышку от правления Талибана, были достигнуты значительные успехи в продвижении прав женщин. Об этом пишут Ялда Роян, которая является активисткой по правам женщин и основательницей организации Sisterhood and Solidarity, и Молли Гигуер — президент Ассоциации женского права, в колонке для The Hill.

Авторы отмечают, что в те времена девушки имели доступ к образованию, женщины начали работать, а правительство институционализировало защиту прав женщин, в частности повысило брачный возраст до 18 лет. Явка женщин на выборах резко возросла, Министерство по делам женщин процветало, Адела Раз стала первой женщиной-послом Афганистана в ООН, а женщины играли роль в сфере безопасности, разработки политики, судебной системы и всех уровней правительства.

Нынешняя реальность резко контрастирует с этим прогрессом. Сегодня женщины фактически заключены дома, изолированы от афганского общества в целом. Под правлением Талибана им запрещено выходить на улицу без сопровождения лица мужского пола, они вынуждены полностью покрываться, лишены возможностей получить образование и работу, им запрещается участвовать в общественной жизни, а девушек заставляют выходить замуж в возрасте девяти лет.

С августа 2021 по январь 2024 года Талибан издал 185 указов и публичных заявлений, 124 из которых направлены против женщин. Решившиеся обжаловать эти указы сталкиваются с жестокими последствиями, включая насилие, заключение и пытки со стороны Талибана. В конце марта 2024 года талибы объявили, что возобновят избиение женщин камнями до смерти за определенные проступки.

Читайте также: ООН: Афганистан является самой репрессивной страной в мире для женщин

Примечательно, что даже когда лидеры Талибана ревностно предпринимают эти регрессивные меры, их собственные дочери пользуются привилегиями, которых не имеют афганские женщины. Высшие чиновники Талибана отправляют своих дочерей в школы в Катар, Пакистан и другие страны, чтобы они имели доступ к образованию и возможность пользоваться основными свободами. Они не хотят, чтобы их дочери подчинялись их жестокому правлению.

Один из командиров Талибана в Кветте руководит таким частным медресе для дочерей членов; аналогичное заведение существует в провинции Газни. Другие отправляют своих дочерей в частные школы и университеты за границу, где многих обучают на английском языке.

Между тем талибы безжалостно подавляют женщин, отстаивающих свое право на образование и связь с миром, подвергая их заключению, пыткам и публичным бичеваниям.

«Хотя лидеры Талибана время от времени маскируют свои действия религиозной риторикой, выборочное применение ими учений Корана разоблачает их подлинные мотивы. Несмотря на то, что ислам отмечает ценность образования для всех, независимо от пола, талибы искажают религиозные тексты, чтобы оправдать свою репрессивную политику. Западные взгляды часто ошибочно связывают такие зверства с культурными или религиозными обычаями, неумышленно легитимизируя планы Талибана.. Нынешние действия самих лидеров Талибана показывают, что это не вопрос религии или культуры — это кричащий гендерный апартеид. Их нежелание подвергать своих дочерей такому поведению о многом говорит», — отмечают активистки.

Читайте также: Талибан приказал закрыть все салоны красоты в Афганистане

Ранее в этом месяце в Нью-Йорке мировое сообщество собралось для обсуждения проекта Конвенции о преступлениях против человечества. В ходе дискуссий несколько стран, в том числе Соединенные Штаты, Мальта, Австрия, Бразилия, Мексика, Филиппины, Чили, Исландия и Австралия, настаивали на включении в нее еще не кодифицированного преступления, которое мы видим в Афганистане: гендерного апартеида.

Гендерный апартеид — система правления, основанная на законах и/или политике, которая навязывает систематическую сегрегацию женщин и мужчин, а также систематически исключает женщин из общественных мест и сфер. Он кодифицирует подчинение женщин и проникает во все публичные и частные места.

Еще не являясь официально кодифицированным, гендерный апартеид неуклонно получает признание в международно-правовой базе. Ведущие международные эксперты призвали кодифицировать гендерный апартеид в соответствии со статьей 2 Конвенции о преступлениях против человечности, причем более 300 организаций настаивают на том, чтобы это произошло как можно быстрее, до конца 2024 года.

По мнению авторов, признание этого преступления является важным первым шагом к привлечению лидеров Талибана к ответственности за вопиющие нарушения прав человека, которые они навязали подавляющему большинству афганских женщин.