UA / RU
Поддержать ZN.ua

Культурные особенности стран влияют на борьбу с пандемией — The Washington Post

Ключ к победе над коронавирусом находится в руках общества, а не власти.

Через несколько месяцев после появления COVID-19 на мировой арене можно было объяснить, почему одни страны лучше контролировали пандемию коронавируса, тогда как другие не могли сдержать распространение болезни. Относительно удачная реакция власти таких стран как Китай, Тайвань, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Германия, помогла этим государствам избежать значительного уровня смертности от COVID-19. Регионы со слабым руководством или правительствами, которые изначально не рассматривали коронавирус как реальную угрозу - США, Великобритания, Италия, Чили, Бразилия, стали одними из наиболее пострадавших жертв пандемии. Но сейчас, после продолжительной жизни с COVID-19, ситуация несколько сложнее, пишет The Washington Post.

Во многих европейских странах, которые сначала взяли вирус под контроль, в последнее время наблюдается резкий рост случаев болезни. Страны, которые были сильно поражены вирусом, удачно справляются с программами вакцинации. Как осмыслить эти новые факты?

Конечно, самым сильным ингредиентом для успешной борьбы с пандемией были своевременные и эффективные действия государственных учреждений, особенно в сфере здравоохранения. Но оказывается, этого недостаточно. Кроме власти, стоит смотреть и на общество.

Психолог из Университета штата Мэриленд Микеле Гелфанд долгое время утверждала, что ключевым отличием между странами является наличие в них "связанной" или "свободной" культуры. "Связанные" культуры, такие как Китай, обычно уважают правила и нормы, тогда как свободные, как Соединенные Штаты например, часто бросают вызов установленным правилам и ломают их.

Гелфанд и несколько ее коллег проанализировали 57 стран и пришли к выводу, что в свободных странах количество случаев COVID-19 в пять раз превышает показатели заболеваемости в "связанных" странах.

Гельфанд отмечает, что эта разница между готовностью обществ соблюдать правила впервые была замечена Геродотом и многими антропологами уже достаточно давно. Но психолог пыталась систематически изучать это явление и определять последствия таких культурных черт. В марте 2020 года, когда пандемия нарастала, Гелфанд прогнозировала, что свободным культурам, вероятно, будет трудно, если они не заставят себя соблюдать карантинные ограничения.

Цифры говорят сами за себя. Если рассматривать совокупное количество смертей на миллион среди крупных стран, то такие свободные культуры, как Великобритания, США, Бразилия и Мексика, пострадали больше всего. "Связанные" общества в Восточной Азии - Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Вьетнам, поддерживают достаточно низкий уровень случаев заболевания, госпитализаций и смертей.

Однако Гельфанд не утверждает, что эти культурные различия коренятся во врожденных различиях между Востоком и Западом, они скорее являются рациональным продуктом исторических реалий. Общества, что столкнулись с «хроническими угрозами» - войной, вторжением, голодом, эпидемиями, склонны превращаться в "связанные" культуры, где соблюдение правил становится способом выживания. Ярким примером является Тайвань, который постоянно находится под угрозой вторжения Китая, тогда как Соединенные Штаты со «свободной культурой» защищены двумя огромными океанами и относительно спокойными соседями. Регионы, привыкшие к безопасности и процветанию, как правило, становятся более свободными в вопросе соблюдения норм.

Эта тенденция проливает много света на ситуацию в Европе. Во многих европейских странах, таких как Германия и Франция, власть функционирует очень эффективно. В результате эти страны смогли контролировать первую волну пандемии. Но в конце концов местное население «устало» соблюдать ограничительные меры (по словам президента Франции Эммануэля Макрона). Во Франции социальное дистанцирование начало "терять силу" во время периода отпусков в августе. В Германии люди решили собраться на гуляния через несколько месяцев. Результат - резкий рост случаев COVID-19.

Развертывание программ вакцинации подчеркивает еще одно измерение этого явления. Некоторые из наиболее свободных стран, что неудачно контролировали пандемию с помощью таких мер, как социальное дистанцирование, США, Великобритания, Израиль, Чили, фактически стали глобальными лидерами вакцинации от COVID-19. Именно те черты, которые усложняли соблюдение правил социального дистанцирования, помогли найти решение проблемы - и теперь эти страны получают пользу от своей креативности, склонности к риску и нарушению правил.

Гельфанд считает, что нельзя говорить, будто "свободные культуры" лучше «связанных», и наоборот.

"Независимо от того, в какой культуре вы живете, иногда вы хотите быть связанными, иногда свободными. Главное, знаете ли вы, как переходить с одной стороны спектра на другой ", - говорит психолог.

Она отмечает, что Новая Зеландия, которую обычно считают свободной культурой, смогла организовать контроль и ограничительные меры, когда появился COVID-19. Греция сделала фактически то же самое.

"Цель должна быть одна - уметь адаптироваться к критическим ситуациям и меняться, в зависимости от актуальной проблемы", - говорит Гельфанд.

Читайте также: Пандемия не закончилась и следующая волна COVID-19 может быть еще более опасной — Bloomberg

Впервые вспышка коронавируса в китайском городе Ухань была зафиксирована 12 декабря 2019 года. Первыми о случаях заболевания за пределами Китая заявили власти Японии, Таиланда и Южной Кореи. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила международную чрезвычайную ситуацию из-за коронавируса, а уже 11 марта - пандемию.