Президент США Джо Байден фактически подтвердил то, что было очевидным в течение нескольких недель — НАТО остается разделенной относительно того, как ответить на российскую агрессию против Украины. Признание раскола было омрачено случайным замечанием Байдена о том, что «незначительное вторжение» будет трактоваться иначе, чем полномасштабное вторжение РФ в Украину. После этого Белый дом уточнил, что незначительное вторжение означает кибератаки, а не перемещение российских войск на суверенную территорию Украины, пишет The Guardian.
Кроме того, Байден предположил, что глава Кремля Владимир Путин пойдет на вторжение, несмотря на попытки НАТО изменить расчеты российского президента с помощью угроз.
Наибольшее напряжение в реакции на действия РФ существует между США и Германией, отсюда и визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Берлин перед встречей с российскими чиновниками в Женеве.
Некоторые отличия можно исправить. Ни одна из двух основных сторон коалиции Германии не желает продавать оружие Украине, заявляя, что давняя политика Берлина, основанная на опыте войны, не направляет оружие в зону конфликта.
Тем временем США, Великобритания и Турция готовы поставлять оружие.
Некоторые аналитики отмечают, что моральный подход Германии к экспорту оружия непрозрачен. Согласно правительственным данным, продажи в Египет повысили экспорт вооружений Германии до рекордного уровня в 2021 году.
Предварительные данные Министерства по вопросам экономики и изменения климата показали, что Германия экспортировала вооружение на сумму 10,65 миллиарда долларов в прошлом году – на 61% больше, чем в 2020 году. Это оставляет открытым вопрос, почему приемлемо продавать оружие репрессивному режиму, такому как власти Египта, но не стране, пытающейся избежать репрессий РФ.
Что касается энергетической зависимости от России, то напряженность еще более глубокая. Компромисс, достигнутый прошлым летом между президентом США и бывшим канцлером Германии Ангелой Меркель, подтвержденный недавно ее преемником Олафом Шольцом, предполагает, что в случае вторжения РФ в Украину пострадает газопровод «Северный поток-2», построенный для транспортировки газа из России в Германию.
В случае отсутствия вторжения, «Зеленые» и социал-демократы пока «поставили на паузу» свои разногласия, ожидая, получит ли газопровод регуляторное одобрение Германии и ЕС. Социал-демократы поддерживают одобрение газопровода, в отличие от «Зеленых». Между тем в открытом письме более 73 экспертов по безопасности Восточной Европы призвали Германию прекратить свою «политику вины» перед лицом российской агрессии.
В знак уважения к Германии президент США Джо Байден настойчиво работал с сенаторами-демократами, чтобы избежать жестких санкций против газопровода, но этот вопрос все еще актуален в политике США, и терпение по отношению к Германии среди республиканцев на грани.
Отдельно возник спор о том, можно ли отделить Россию от международной платежной системы SWIFT. Частично это технический спор по поводу законности и эффективности действия, и голоса не все идут в одну сторону. Сторонницей такого шага, например, является вице-президент Европейского парламента и член немецких социал-демократов Катарина Барли.
Но тот факт, что ЕС не хочет проводить официальные встречи для обсуждения санкций, говорит о том, что блок пытается избежать конфликта.
Риск разрыва выходит за пределы отдельных санкций к более широкому принципу того, в какой степени ЕС может проводить независимую политику в отношении России.
Американцы, несомненно, прилагали значительные усилия, чтобы привлечь ЕС к этому вопросу. Но недавно президент Франции Эммануэль Макрон снова вспомнил о принципе не просто независимой политики безопасности ЕС, а явно независимой европейской политики в отношении России. Однако его предварительные намерения относительно диалога с Путиным не принесли эффекта.
Предложение Макрона встревожило Европейскую комиссию и заставило объяснять свою позицию США.
Это знакомый французский рефрен, но если США признают его печальным шагом, они должны вспомнить свое соглашение об альянсе AUKUS для противостояния Китаю, которое «обидело» Францию. В дипломатии лояльность требует труда, резюмирует издание.
Россия представила Западу настоящий ультиматум — проекты двух договоров, один с США, один с НАТО — о неких «гарантиях безопасности». В Москве нарисовали свою «формулу нового мира» и считают, что остальной мир должен ее принять. Запад мог выдвинуть свои ультиматумы России и в 2008-м, и в 2014-м, но не сделал этого. Упущенная на великой шахматной доске инициатива дорого обходится участникам игры всего несколько ходов спустя. Пойдет ли Запад на уступки России в 2022-м?
Подробнее о том, чего добивается Москва и пойдет ли Запад ей на уступки, читайте в статьях Сергея Корсунского "Ультиматум Путина и переговоры Россия–США: сдадут ли Украину" и Алексея Ижака "Отведет ли Путин войска от Украины после переговоров с США?" в ZN.UA.