Дипломаты и ученые всего мира заняты тем, что обдумывают денуклеаризацию - понятие, появившееся в словаре мировой политики после встречи президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына 12 июня этого года в Сингапуре. Совсем недавно, на очередном раунде переговоров в Пхеньяне, государственный секретарь США Майк Помпео пытался придать этим призрачным договоренностям хоть какую-то устойчивость - но даже если США и КНДР вдруг смогут договориться о том, что же такое эта загадочная "денуклеризация", этот процесс станет гораздо большим вызовом, нежели какой-нибудь другой до этого, цитирует The Economist УНИАН.
Ядерный арсенал КНДР невелик - он оценивается в 20-60 боеголовок; в прошлом, конечно, удавалось демонтировать запасы и побольше. Но тогда денуклеаризация происходила в более мягком климате, и после демонтажа ядерного ворружения хорошо организованные программы пристально следили за странами-париями, которые могли захотеть получить наиболее смертоносный вид оружия из всех. Однако ни в одном случае из предыдущих речи и не шло об арсеналах или циклах производства ядерного топлива, которые были бы такими же большими или неуловимыми, как в Северной Корее.
Мир пытался создать механизмы для решения и таких сложных ситуаций - в частности, было разработано Соглашение о нераспространении вооружений и создано Международное агентство по ядерной энергетике в роли инспектора. Эти институты пройдут жесткую проверку на надежность, какой бы не была договоренность с КНДР.
В широком понимании Соглашение о нераспространении - это документ, подписанный пятью ядерными государствами и другими участниками. За отказ от ядерных арсеналов этим "другим участникам" обещали доступ к мирной атомной энергетики, если они смогут доказать с помощью МАГАТЭ, что они не пытаются тайно разработать оружие.
Северная Корея в одностороннем порядке вышла из этого соглашения в 2003 году, после того, как США обвинили ее в попытке использовать мирный атом в военных целях. Она сможет повторно присоединиться к Соглашению о нераспространении оружия только тогда, когда весь ее арсенал будет демонтирован. Поэтому одним из спорных вопросов стало то, стоит ли как-то вознаграждать Пхеньян в ходе этого процесса возвращения.
Единственная страна, которая построила ядерный арсенал, а потом уничтожила его и вернулась к членству в Соглашении о нераспространении – это Южно-Африканская Республика. Но у нее было всего шесть бомб. Да и страна была прозрачной, в отличие от КНДР. Также, у ЮАР не было никаких внешних угроз. После падения апартеида, правительство страны стремилось избавиться от незаконно построенного оружия. Процесс демонтажа арсенала начался в начале 1990 года, а уже в сентябре 1991 страна была готова пригласить МАГАТЭ для проведения тщательных инспекций, которые завершились через два года.
Северная Корея уже имеет печальную историю с МАГАТЭ. Инспекторы начали работать в стране в 1992 году, но через год их выдворили, а еще через год позвали обратно. Сотрудничество с агентством прекратилось в 2009 году после провала многосторонних переговоров. Северная Корея тогда вновь начала производство обогащенного плутония. Директор МАГАТЭ Юкия Амано говорит, что его коллеги готовы вернуться в Пхеньян. Но им понадобится гораздо больший доступ, чем у них был до того.
Издание напоминает о той важной роли, которую агентство сыграло в сдерживании ядерных амбиций Ирана. После подписания договоренностей, Тегеран разрешил инспекторам максимальный доступ. И команда довольно неплохо сотрудничала с иранской стороной до того, как США вышли из соглашения.
Наиболее амбициозными усилиями в сфере денуклеаризации был демонтаж остатков советского арсенала в Украине, Беларуси и Казахстане после распада СССР. Это была инициатива ядерных гигантов: США и новоиспеченной тогда еще демократической России. Они согласились, что все советские арсеналы должны быть сокращены и перегруппированы в новообразованной РФ. Сотни ракет дальнего радиуса действия и шахт были уничтожены. Боеголовки были отправлены в Россию. Оружейный уран был изъят - и в основном продан США. В 1996 году усилия были завершены. 1800 боеголовок были вывезены только из Украины.
Двое американских сенаторов Сэм Нанн и Ричард Лугар создали законодательство, которое помогло нейтрализовать остаточные угрозы со стороны советского оружия массового уничтожения. Среди их лучших идей была инициатива трудоустройства ученых, которые разрабатывали советский ядерный арсенал. Вице-президент Майк Пенс провел переговоры с Нанном и Лугаром в прошлом месяце. Американо-российская дружба, которая закрепляла их достижения, теперь исчезла. Очевидным партнером в нейтрализации и эвакуации северокорейских ядерных бомб и материалов мог бы стать Китай.
Если же программа демонтажа будет означать уничтожение возможностей дальнейшего развития ядерного арсенала, то в КНДР все можно было бы сделать за год или два. К примеру, реакторы для производства плутония можно парализовать, комплексы для испытания ракет уничтожить. Трамп ошибочно заявляет, что это якобы уже происходит. А вот демонтаж существующего арсенала КНДР и отправка инспекторов в страну требуют больше времени. Не исключено, что на это уйдет десятилетие.
Напомним, что 12 июня в Сингапуре состоялась историческая встреча президента США Дональда Трампа и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, по итогам которой стороны подписали совместную декларацию о перезагрузке двусторонних отношений и денуклеаризации Корейского полуострова. Кроме того, США берут на себя обязательство обеспечить безопасность КНДР. Тем не менее, санкции против Кореи пока остаются в силе.
Подробнее о саммите США и КНДР читайте в материале Виктора Константинова "Сингапурский саммит: историческая веха или временная передышка?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".