Пока новый президент США Джо Байден все еще выступал с инаугурационной речью, китайское правительство объявило о введении санкций против 28 бывших американских чиновников и их семей. Пекин не просто «попрощался» с командой бывшего президента США Дональда Трампа; китайские власти пытаются надавить на администрацию Байдена, чтобы та изменила свой курс в отношении Китая, но это может не сработать, пишет The Washington Post.
Начиная новые двусторонние отношения провокационной эскалацией, Пекин пытается предупредить представителей администрации Байдена, что они могут пострадать от личных потерь, если попытаются бросить вызов Коммунистической партии Китая. Китай ввел санкции и против бывшего государственного секретаря Майка Помпео, двух советников экс-президента Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности, заместителя советника по национальной безопасности Мэтью Поттингера, бывшего посла ООН Келли Крафт и нескольких других чиновников. Пекин обосновал этот шаг заявлением, что эти чиновники "спланировали и осуществили серию несоответствующих шагов и серьезно вмешивались во внутренние дела Китая".
По сути, эти санкции являются пустыми. Мало шансов, что Джон Болтон или Стивен Бэннон сильно пострадают из-за запрета на поездки в Китай и ведение бизнеса в стране. Настоящая цель санкций направлена на чиновников администрации Байдена - дерзкая попытка запугать их и заставить не продолжать политику в отношении Китая, которую проводил Трамп. Бывший министр здравоохранения и социальных служб Алекс Азар попал под санкции, вероятно, потому, что посетил Тайвань. Келли Крафт попала в список из-за того, что просто планировала посетить Тайвань, но поездка была отменена.
Последней «ошибкой» Помпео было заявить во вторник о том, что китайское правительство осуществляет геноцид и преступления против человечества, нарушая права уйгуров и других этнических меньшинств в провинции Синьцзян. Министерство иностранных дел Китая отрицает все обвинения.
Во вторник новый государственный секретарь Энтони Блинкен заявил Сенату, что он соглашается со словами Помпео о геноциде, и это было не только мнение Блинкена. Кампания Байдена приняла это решение после серьезных внутренних дебатов еще в августе. Блинкен, который рассказал историю своей семьи, которая пыталась убежать от Холокоста и российской агрессии, вряд ли изменит курс и проигнорирует нарушения прав человека в Китае. Возможно, санкции против чиновников администрации Трампа стали первым просчетом Коммунистической партии Китая.
Второй ошибкой Пекина было считать, что команда Байдена не согласна с фундаментальной позицией администрации Трампа в отношении Китая. Блинкен заявил сенаторам, что "основной принцип был эффективным", а администрация Трампа "правильно взяла жесткий подход к Китаю", хотя он не согласен с тем, как команда Трампа реализовала свой подход. Администрация Байдена проводит переоценку, а не придумывает новый подход политики в отношении Китая. Высшие должностные лица Азии сосредоточены на конкуренции, а не на возвращении к мирным отношениям.
Более того, надежды чиновников администрации Байдена на то, что Китай после завершения эры Трампа изменит свое поведение, теперь были фактически дискредитированы. Между тем правительство Китая активизирует свои усилия по распространению теорий заговора об источнике происхождения COVID-19, препятствуя попыткам расследования происхождения вируса в Ухане. Пекин также распространяет дезинформацию относительно американских вакцин против коронавируса. Старшие члены КПК также выступают за усиление контроля над островом Тайвань.
Новые санкции Китая против американцев на самом деле полезны, поскольку они фактически определяют, какая политика Трампа была эффективной. Например, Пекин санкционировал бывшего заместителя государственного секретаря США Кита Крача, который пытался держать "ненадежные технологические компании" подальше от международной инфраструктуры 5G, поддерживая «Инициативу чистой сети». Крачи говорил, что Пекин негативно относится к этой инициативе, поскольку она объединяет Соединенные Штаты с союзниками.
Безусловно, подход администрации Трампа к Китаю был чрезмерно политизированным и слишком антагонистическим. Но его фактическая политика была ответом на агрессивные действия Китая. И теперь, когда хаотичность Трампа отступила, поступки Китая и политика США станут более прозрачными.
Команда Байдена назвала последний ход Пекина "попыткой усилить двухпартийное расхождение в США", заявив, что "американцы обеих сторон должны критиковать этот непродуктивный и циничный шаг". Теперь, когда Пекин показал свои намерения, команде Байдена не придется переживать трудный период попыток восстановить отношения с Китаем. Последние санкции Пекина свидетельствуют о том, что противоречивая конкуренция будет главной темой отношений США и Китая в течение следующих четырех лет. Самый большой страх Пекина заключается в том, что команда Байдена будет более успешной, чем команда Трампа, резюмирует издание.
Джо Байден принес присягу президента США и официально стал 46-м лидером Соединенных Штатов. На церемонии инаугурации Байдена к присяге привел главный судья Верховного суда Джон Робертс на Западном фронте Капитолия.
Перед этим присягу вице-президента США приняла Камала Харрис, которая стала первой в истории США женщиной на этом посту.
О том, какие вызовы стоят перед Джо Байденом и его командой, читайте в свежей статье Олега Шамшура "Горький привкус победы на фоне больших ожиданий".