В августе офис директора национальной разведки США публично заявил о том, что Китай «хочет, чтобы президент Трамп, которого Пекин считает непредсказуемым» проиграл выборы президента США. Но это только «половина всей истории», пишет Foreign Policy.
Несмотря на то, что китайские лидеры могут считать агрессивную настроенность американского президента Трампа в отношении Китая негативным моментом, они также считают, что Трамп ослабил влиятельность США и ускорил упадок Америки. Это послужило поводом для того, чтобы Пекин начал бросать вызов не только Азии, но и всему миру.
Китайские лидеры постоянно переоценивали американскую влиятельность. Обычно Китай и США сохраняли так называемый «баланс силы» на международной арене. Но, когда восприятие Китаем Америки меняется, китайская стратегия тоже стает другой.
После распада СССР Китай начал воспринимать США как «идеологически угрожающего противника», а не союзника. Тогда стратегия Китая предусматривала «тихое притупление американского регионального влияния». Пекин пытался ослабить американскую военную мощь.
Второй стратегический сдвиг произошел через 20 лет, когда мировой финансовый кризис 2008 года убедил Пекин, что Соединенные Штаты ослабевают. Тогдашний китайский лидер Ху Цзиньтао пересмотрел отношения США и Китая и указал на начало изменения регионального порядка. С тех пор Пекин начал использовать собственные рычаги влияния и активно участвовать в работе международных организаций.
Сейчас мир наблюдает за очередным стратегическим сдвигом в отношениях Пекина и Вашингтона. Процесс начался четыре года назад, когда Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, а Дональд Трамп был избран президентом США. Пекин был поражен тем, что мощные демократии мира «перестраивают» международный порядок.
Вскоре после этого привычные эвфемизмы коммунистической партии Китая касательно власти США начали указывать на убеждение, что эра Трампа не просто способствовала относительному упадку Америки, а ускоряла его.
"Международный баланс сил" начал «раскачиваться». Лидер Китая Си Цзиньпин считает, что сейчас Китай находится в лучшем периоде для своего развития, а мир на грани больших перемен, и эти две тенденции одновременно переплетаются и взаимодействуют.
Вероятно, «самым большим изменением веков» является потеря «баланса сил» между Китаем и США.
Трамп фактически открыл лучший период стратегических возможностей для Китая с конца холодной войны. Изменение отношения Китая к США предшествовала пандемии COVID-19. Во время первого года пребывания Трампа на посту президента США Си Цзиньпин говорил о том, что пора "Китаю оставить позади эру сокрытия возможностей и начать двигаться к центральной мировой сцене".
Цзиньпин стремится распространить влияние Китая за пределы Азии и изменить основы глобального порядка. Цзиньпин неоднократно поощрял Пекин "взять на себя участие в реформировании глобальной системы управления" и предлагать "китайские решения" для различных международных вызовов. В рамках этого глобального поворота Пекин также начал непосредственно бросать вызов финансовой мощи США и конкурировать с Америкой в области технологий.
«Американское сопротивление» может задержать, но не воспрепятствовать выходу Китая на первое место. Американская реакция на пандемию коронавируса 2020 года, в результате которой погибло более 200 тысяч американцев, усилила предыдущие китайские взгляды на ослабевания и упадок США. Как утверждал руководитель аналитического центра Министерства государственной безопасности Китая Юань Пэн, плохая реакция Америки на COVID-19 "является ударом для Соединенных Штатов, а международное влияние США подверглось серьезному спаду".
Полученная уверенность, скорее всего, побудила Пекин быть более настойчивым на международной арене.
Эта чрезмерная уверенность может быть необоснованной, особенно на фоне того, что Китай столкнулся с осложнением демографической ситуации и дипломатическими неудачами.
Однако, уверенность Пекина, оправдана или нет, формирует китайскую стратегию и побуждает Китай к опасным рискам. Именно поэтому сейчас нельзя недооценивать Китай. Наиболее важным фактором, формирующим стратегию Китая, всегда была оценка американского могущества. И по этой причине растет важность как внешней, так и внутренней политики Вашингтона, которая должна доказать Пекину, что США не испытывают непоправимый упадок, резюмирует издание.