UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай может использовать стратегическое партнерство с Ираном против США — FT

Соглашение между Ираном и Китаем может стать поводом для тревоги в Вашингтоне.

Китай и Иран подписали «сделку века». На первый взгляд, широкое 25-летнее стратегическое партнерство, о котором договорились стороны, вполне обосновано. Иран - богатое нефтью государство с региональными амбициями, но экономика страны разрушается. Китай является крупнейшим в мире импортером нефти, и хочет построить «новый шелковый путь» через Евразию. Однако соглашение опасно для обеих сторон - и может стать новым источником нестабильности именно тогда, когда Америка готовится закончить свои «вечные войны» в регионе, пишет Financial Times.

Иранский режим столкнулся с широкой национальной оппозицией против соглашения с момента первого обнародования проекта. Нежелание Тегерана публиковать какие-либо подробности договоренностей стало молчаливым подтверждением непопулярности договора. А склонность Пекина к невыполнению обещанных инфраструктурных проектов и нарушению суверенитета других стран «шелкового пути» также составляют риски для лидеров Ирана.

Китай, скорее всего, получит больше выгоды от сделки, чем Иран. Пекин давно гордится тем, что «дружит» со всеми сторонами на Ближнем Востоке. Во время той же поездки, которая в прошлом месяце привела представителей Пекина в Тегеран, министр иностранных дел Китая Ван И посетил заклятого врага Ирана - Саудовскую Аравию, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Бахрейн.

Однако расширение связей Китая с Ираном спровоцирует недоразумение в Израиле, Саудовской Аравии и других странах региона и может втянуть Пекин в новые конфликты. Предложение Китая о проведении прямых переговоров между Израилем и палестинцами выглядит провокационно в лучшем случае и наивно в худшем.

Одним из важнейших последствий соглашения между Китаем и Ираном будут сигналы тревоги, которые он представляет для Белого дома и Пентагона. Лидеры Пекина уже фактически четко заявили, что уверены в упадке Запада и США, тогда как Китай уверенно идет по пути к «большому омоложению». Перспектива союза авторитарных стран, особенно с участием России, объединенных в своей антипатии к Америке и Западу - это реальная угроза для Вашингтона и Европы.

Намеренно или нет, президент Китая Си Цзиньпин постоянно способствует распространению враждебности Пекина к Западу такими действиями, как соглашение с Ираном, приказывая своим дипломатам «не бояться действовать воинственно», а военным «сражаться и побеждать».

С тех пор, как Китай стал крупным импортером нефти в 1990-х годах, лидеры страны пытались уменьшить зависимость от стратегических водных путей в Персидском заливе и на юго-востоке Азии, которые американский флот мог заблокировать по собственному желанию. Но при руководстве Си Цзиньпина стратегия Пекина изменилась.

Вкладывая инвестиции в военные и гражданские порты и сооружения на Ближнем Востоке, Пекин хочет ослабить зависимость от США и американских союзников.

Некоторые представители «старшего звена» Коммунистической партии Китая обеспокоены, что эта позиция рискует безвозвратно обострить конфликт с США задолго до того, как Китай сможет укрепить собственную мощность.

Администрация президента США Джо Байдена не должна поддаваться на провокации со стороны авторитарных стран. Определенным образом соглашение Ирана с Пекином выглядит как привлечение внимания со стороны Тегерана на фоне переговоров о ядерном соглашении. Вполне вероятно, что Тегеран действительно хочет вернуться к «потеплению отношений с Западом».

Непрямые переговоры между Вашингтоном и Тегераном в Вене на прошлой неделе стали хорошим началом. Повторное присоединение к иранской ядерной сделке на приемлемых условиях должно быть приоритетом. Но китайско-иранская сделка является своевременным напоминанием для США о том, что уменьшение американского военного присутствия на Ближнем Востоке вовсе не означает, что Америка сможет «полностью покинуть» регион, резюмирует издание.

Читайте также: Главным препятствием для ядерной сделки может стать внутренняя политика Ирана и США — The Guardian

Китай и Иран подписали соглашение "о политическом, стратегическом и экономическом сотрудничестве", срок действия документа составляет 25 лет.

Китай согласился инвестировать 400 миллиардов долларов в Иран в течение 25 лет в обмен на стабильные поставки нефти для подпитки его растущей экономики.