UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай хочет стать экономически независимым от мира — The Economist

Пекин уверен в своих силах.

Ежегодная сессия законодательного органа Китая - Национального народного конгресса, всегда четко организована: выступления тщательно репетируются, присутствующие проверяются, то есть все обычно идет по соответствующему сценарию. Во время недельного мероприятия, завершившегося 11 марта, больше всего запомнились слова китайского лидера Си Цзиньпина, который отметил, что Китай теперь «может уверенно смотреть миру в глаза». Это стало фактически иллюстрацией амбиций Пекина. По мнению властей, Китай стал великой державой и теперь должен действовать в соответствии со своим статусом, Запада будет труднее сдерживать Китай, пишет журнал The Economist.

Основной задачей конгресса была ратификация нового пятилетнего плана, который должен сделать Китай еще более мощным, одновременно защищая страну от глобальных соперников. План устанавливает цели, которые должны выполнять чиновники. Новая стратегия развития Китая будет действовать с 2021 по 2025 год, и она подтверждает, насколько серьезно руководство пытается изолировать страну от вражеских иностранных сил, которые, по мнению Пекина, противостоят росту Китая.

В документе Америка не упоминается напрямую, но в этом нет необходимости: каждый китайский чиновник понимает, что конкуренция с США приобретает большое стратегическое значение. Предыдущий пятилетний план описывал, как мирный многосторонний мир принесет пользу Китаю. Новый план освещает всю опасность «гегемонии».

В плане Китая указано, что цели роста будут устанавливаться ежегодно в зависимости от условий. Пекин с осторожностью берет на себя обязательства, ведь пока точно не знает, сможет ли Америка остановить поставки полупроводников высокого класса. Цели Пекина предполагают, что Китай станет "развитой страной среднего уровня" до 2035 года.

В планы Китая входит также увеличение расходов на научные исследования и разработки минимум на 7% ежегодно в течение следующих пяти лет. В стратегии указано, что к 2025 году 65% населения будет «урбанизированным» по сравнению с почти 61% в конце 2019 года. Кроме того, Китай обязуется уменьшить количество выбросов углекислого газа.

В новом плане наиболее показателен тот рост, который он описывает. Речь идет о "стратегии двойной циркуляции", что представляет собой суть концепции, раскрытой Си Цзиньпином в прошлом году. Концепция требует от Китая оставаться частью "международной циркуляции" мировой торговли, но Пекин должен защищать свою долю экспортных рынков. Кроме того, внимание сосредоточивается на улучшении "внутренней циркуляции", то есть построении энергичной экономики дома, одновременно уменьшая зависимость от других.

Чиновники заявляют, что для реализации такой концепции нужно, чтобы ресурсы дома распределялись в соответствии с рыночными принципами, а не правительственными диктатами. Они осознают необходимость ослабления системы реестра домохозяйств, что затрудняет переселение сельских жителей в города. Китай планирует облегчить внутреннюю миграцию, особенно для молодых образованных работников.

Некоторые аспекты плана могут беспокоить остальной мир. Новая стратегия Пекина не вспоминает программу "Сделано в Китае 2025", которую резко критиковали американские чиновники. Но основные элементы этой программы остаются. Определяя приоритеты для производства, план призывает инвестировать в те же технологические сектора, от робототехники до электромобилей.

Новые цели Китая также определяют семь передовых технологий, которые считаются жизненно важными для развития и национальной безопасности. Сюда входят квантовые вычисления, полупроводники и искусственный интеллект. Китай уже тратит огромные инвестиции на развитие этих технологий, но до сих пор результаты были не слишком удачными. Многолетняя попытка догнать мировых лидеров в производстве полупроводников пока не соответствует амбициям китайского правительства.

Китай также хочет развивать и традиционное производство. Страна является крупнейшим в мире производителем товаров. Ее доля в мировом производстве составляет почти 30% - примерно столько же, сколько вместе составляет доля Америки, Японии и Германии. Многие иностранные компании боятся политических рисков сотрудничества с Пекином на фоне роста напряженности между Китаем и США. Именно поэтому цели Китая предполагают, что он должен держать в стране важные части цепей поставок. Для иностранных компаний это может показаться угрозой.

Китай также надеется сохранить свое промышленное преимущество - это его подход к построению первоклассной инфраструктуры. Министерство транспорта планирует почти вдвое увеличить длину высокоскоростной железнодорожной сети Китая до 70 тысяч км в течение 15 лет. Это сделало бы китайскую сеть почти в пять раз длиннее, чем все другие высокоскоростные железнодорожные сети в мире.

Новый пятилетний план Китая также намекает, что впереди могут быть экономические трудности. Согласно новой стратегии, необходимо стабилизировать или уменьшить отношение долга Китая к ВВП. Но сократить долг будет сложно, если вливать инвестиции в инфраструктуру и спонсировать развитие технологий.

Окружающая среда - еще один сложный вопрос. Китай пообещал, что страна станет углеродно нейтральной до 2060 года. Однако, новая стратегия Пекина не указывает, как страна будет выполнять свое обещание, за исключением расширения производства атомной энергии. Пекин обещает содействовать "чистому использованию угля", но не указывает на то, что постепенно прекратит его использование. Больше деталей может появиться в ближайшие время, когда отдельные министерства будут устанавливать собственные цели.

Государственные СМИ Китая пишут, что страна имеет дальновидных лидеров, которые смело устанавливают новые пути на будущее. Но новый план Пекина в действительности лишь суммирует то, куда страна уже начала двигаться. Стремление к полной экономической независимости будет реализовать труднее, чем кажется, резюмирует издание.

Читайте также: Китай планирует создать мир без американских технологий — NYT

Стратегически позиционируя свой научно-исследовательский комплекс по отношению к открытиям, накапливая таланты и инфраструктуру, Китай сможет быстрее всех адаптировать будущие передовые решения, развивать новые продукты и перераспределять выгоды. О том, какие цели долгосрочного развития страны ставит сегодня китайское руководство, читайте в статье Дмитрия Ефремова «Идеальный меч уже в руках кузнеца».