Правительство Канады, как и ожидалось, в пятницу 1 марта, одобрило процедуру экстрадиции в отношении главного финансового директора Huawei Technologies Co Ltd, вызвав бурную реакцию Китая.
Мэн Ваньчжоу, дочь основателя Huawei, была задержана в Ванкувере в декабре прошлого года и находится под домашним арестом. В конце января Министерство юстиции США обвинило Мэн и Хуавей в сговоре с целью нарушения санкций США в отношении Ирана. Мэн появится в суде Ванкувера в 10 часов утра по тихоокеанскому времени (18:00 по Гринвичу) 6 марта, когда будет назначена дата ее слушания по вопросу о выдаче, сообщает Reuters.
"Сегодня чиновники Министерства юстиции Канады официально начали процесс экстрадиции по делу Мэн Ваньчжоу", - говорится в заявлении правительства.
Китай, чьи отношения с Канадой сильно ухудшились из-за этого дела, осудил это решение и повторил предыдущие требования об освобождении Мэн. Эксперты по правовым вопросам предсказывали, что либеральное правительство премьер-министра Джастина Трюдо даст добро на выдачу, учитывая тесные судебные отношения между Канадой и Соединенными Штатами. Впрочем, могут пройти годы, прежде чем Мэн когда-либо отправят в Соединенные Штаты, поскольку медленная система правосудия Канады позволяет обжаловать многие решения.
Окончательное решение, скорее всего, будет вынесено федеральному министру юстиции, который будет стоять перед выбором гнева США, отклонив заявку на экстрадицию, или Китая, приняв его. Профессор Уэсли Варк из Высшей школы общественных и международных отношений Оттавского университета сказал, что "канадцы будут терпеть лишения на протяжении всего этого процесса" от Китая.
"Я подозреваю, что правительство Трюдо отчаянно надеется, что американцы достигнут соглашения с китайцами", - сказал он по телефону.
Дело против Ваньчжоу китайские дипломаты назвали "политическим преследованием китайского высокотехнологичного предприятия". Ваньчжоу своей вины не признает.
14 января суд в китайском Даляне в северо-восточной провинции Ляонин приговорил к смертной казни гражданина Канады Роберта Ллойда Шелленберга по делу о контрабанде наркотиков. Этот шаг расценивается в качестве ответа на арест финдиректора Huawei.