Массовый эксперимент с дистанционной работой, спровоцированный пандемией коронавируса, у многих вызвал чувство тревоги. Если работники могут выполнять свои обязанности «в дистанционном режиме», то не приведет ли это к тому, что со временем работодатели начнут искать «более дешевую рабочую силу» исключительно за границей, а местные работники потеряют свою «ценность». Сейчас многие корпоративные работники наслаждаются отсутствием длинных поездок на работу, но будут ли они такими довольными через несколько лет, пытается узнать Financial Times.
В 2007 году экономист из Принстонского университета Алан Блиндер подсчитал, что "потрясающий прогресс в компьютеризированных телекоммуникационных технологиях" может привести к тому, что около 29% рабочих мест в США станут «оффшорными». Много американских рабочих мест, от колл-центров до IT-поддержки, действительно «переехали в более дешевые страны», такие как Индия, например.
Однако, экономист Высшего института международных исследований в Женеве Ричард Болдуин считает, что настоящее время будет несколько иным. COVID-19 заставил работодателей применить технологию, необходимую для управления «распыленной рабочей силой».
Кризис также вызвал серьезные сокращения персонала, особенно там, где правительства не субсидировали заработную плату, чтобы удержать людей на рабочих местах. После того, как связь с занятостью расторгнута, утверждает профессор Болдуин, многим компаниям проще начать сотрудничать с иностранными работниками, особенно с учетом того, что компаниям приходится сокращать расходы.
Конечно, это не значит, что все компании в более обеспеченных странах, перешедшие на дистанционную работу, перейдут к «оффшорным рабочим местам». Язык, культура и часовые пояса будут иметь значения.
Пандемия также осветила риски, связанные с «оффшорными рабочими местами»: когда в Индии и на Филиппинах пришлось закрыть некоторые офисы колл-центров, у персонала не было ноутбуков, доступа к Интернету для работы дома. Австралийская телекоммуникационная компания Telstra сильно пострадала от этого, и была вынуждена нанять 3500 временных сотрудников в Австралии.
По этой причине «новый офшоринг», скорее всего, будет осуществляться на различных интернет-платформах, которые соединяют работодателей с фрилансерами для работы над конкретными проектами, но при этом, забирают себе часть прибыли. Привлечение фрилансеров является более гибким.
Работа на подобных интернет-платформах включает такие услуги, как копирайтинг и даже сложные проектные задачи - конкуренция безгранична.
Платформы открывают возможности для тех, кто имеет конкретные навыки и стремится получить статус «свободного сотрудника», это особенно выгодно для талантливых людей в менее экономически развитых странах.
Но для тех, кто имеет более общие навыки, существует риск получения низкой заработной платы и потеря возможности защиты труда. Исследование Международной организации труда 2017 года, в котором были проанализированы данные 3500 сотрудников из 75 стран на пяти интернет-платформах для фрилансеров, выявило, что средний почасовой заработок колебался от 2 до 6,50 долларов, а высокая доля работников зарабатывала ниже минимальной зарплаты.
Конечно, офисная работа никуда не исчезнет полностью, но прошлый год может убедить компании сократить свое "ядро" постоянного персонала и расширить периферию «проектных работников», которые могут проживать где угодно. Такая «глобализация» может иметь серьезные последствия, особенно для молодых и низкоквалифицированных работников, резюмирует издание.