26 июля Сейм Польши принял очередное постановление по поводу событий на Волыни во время Второй мировой войны. В этом документе, который фактически единогласно поддержали разные политические партии, упоминается о «преступлении геноцида, совершенном против поляков украинскими националистами». Нынешнее постановление польского Сейма продолжает и даже углубляет политически заангажированный и однобокий дискурс Варшавы в толковании характера польско-украинского противостояния середины прошлого века, которое сформировалось еще с 2010-х годов.
Интересно, что за документ совместно голосовали представители как ныне оппозиционной консервативной партии «Право и справедливость», так и руководящей либеральной «Гражданской платформы». Это означает, что среди руководящих польских политических сил разного направления сложился своеобразный консенсус по оценке Волынской трагедии. Ожидания Украины, что смена власти в Польше добавит большего конструктива в отношения обоих государств, не оправдались.
Постановление Сейма к 81-й годовщине событий на Волыни формирует одностороннюю, слишком упрощенную и далекую от исторической объективности версию событий прошлого. Польские политики полностью игнорируют исторический контекст и не видят причинно-следственных связей, польской оккупации и колонизации украинских земель, а также преступлений, совершенных польской стороной. Этот документ, скорее, напоминает политическое заявление, цель которого — назначить виновных и заставить их извиниться. Так, в постановлении осуждаются «попытки релятивизации правды о Волынской резне, а также лицемерие и фальшь в обсуждении этого события». Польский Сейм указывает на недопустимость «популяризации ОУН и УПА» и призывает «на государственном уровне приложить силы для искоренения такого отношения».
К сожалению, из года в год со стороны Польши мы наблюдаем тенденцию к повышению градуса напряжения в исторической плоскости. Эту закономерность не удалось разрушить ни взвешенной и крайне сдержанной реакцией украинской власти на все предыдущие постановления Сейма, ни официальным чествованием украинскими президентами памяти жертв Волынской трагедии.
Дополнительное напряжение в отношениях между двумя государствами создает то, что отдельные польские политики время от времени высказывают намерение использовать противоречивые исторические вопросы как инструмент давления на Киев, если наступит время переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз. 23 июля министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш от Польской крестьянской партии заявил: «Варшава не сможет согласиться на вступление Украины в ЕС, пока страны не завершат споры вокруг событий на Волыни в годы Второй мировой войны». Еще раньше похожие предупреждения-ультиматумы высказывали и другие польские политики. В июле 2017 года тогдашний министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский пригрозил наложить вето на вступление Украины в ЕС, если не будут решены исторические вопросы, в частности отношения к Бандере и УПА. Политик привел в качестве примера исторический спор между Македонией и Грецией, когда Афины заблокировали движение балканской страны к ЕС.
Острые исторические дискуссии между Польшей и Украиной не являются чем-то уникальным. В истории многих народов, которые являются соседями, было много как хороших, так и плохих примеров взаимодействия. Но многие сумели перевернуть эти страницы и построить нормальные отношения на основе равенства и взаимоуважения. Такой шанс имели и Украина, и Польша.
Фундамент для построения нормальных польско-украинских отношений и взвешенного подхода к тяжелым вопросам прошлого был заложен общими заявлениями президентов Украины и Польши Леонида Кучмы и Александра Квасьневского в 1997 и 2003 годах. В них стороны старались достичь общего знаменателя, признавая всю сложность отношений обоих народов. Найти консенсус, который открыл бы путь к будущему, и оставить историю прежде всего историкам. Но сейчас Варшава абсолютно отошла от духа того времени и отказалась от исторически корректной, справедливой и универсальной формулы «прощаем и просим прощения». Польские политики фактически денонсировали содержание и философию договоренностей Кучмы и Квасьневского 1990-х и 2000-х годов и перевернули эту страницу.
Могут ли исторические дискуссии с Польшей когда-то заблокировать вступление Украины в ЕС? Учитывая то, что от польских политиков мы время от времени слышим угрозы вроде «Украина не вступит в ЕС с Бандерой и УПА», такой риск действительно есть. Впрочем, стоит отметить: позиция польского общества менее категорична, чем позиция польских политиков. К тому же, согласно опросам ECFR, 47% поляков поддерживают членство Украины в Евросоюзе, тогда как против — лишь 17%.
В 2023 году в Польше провели исследование общественного мнения об отношении поляков к украинцам. На вопрос, общая история поляков и украинцев, скорее, объединяет или разъединяет оба народа, 53% ответили, что события прошлого разъединяют, а 31% — что объединяют. У 16% респондентов не было сформированного мнения по этому вопросу. Вместе с тем подавляющее большинство поляков (78%) считает, что примирение между нашими народами возможно. Главным камнем преткновения между Киевом и Варшавой могут стать вопросы экономики. Как показал опыт последних лет в отношении блокады украинской границы, они способны вытеснить даже исторические дискуссии.
У Украины крайне ограниченный набор опций, чтобы повлиять на мнение польских политиков. Но у нее есть некоторые возможности действовать косвенно и работать с общественным мнением польского общества и остальных европейцев.
Целесообразно перевести вопрос польско-украинского противостояния в 1940-х годах из политической плоскости в плоскость историческую. Верховная Рада Украины тоже может подражать примеру польского Сейма и ежегодно принимать постановления о Волынской трагедии и польско-украинском конфликте. Но использовать асимметричный подход, когда основным содержанием станет не выдвижение исторических ультиматумов, а акцент на взаимной трагедии поляков и украинцев, призыв развивать дружеские отношения между двумя народами в будущем.
Украине также нужно значительно активнее работать над исследованием собственной истории. Налаживать контакты с иностранными учеными. Предлагать Европе и миру национальную версию истории, которая содержит серьезную базу источников и позволяет целостно и значительно глубже объяснить процессы, происходившие на западноукраинских территориях в первой половине XX века. Европа и мир должны убедиться в том, что украинская формула согласия, близкая к концепции «прощаем и просим прощения», также значительно объективнее, с точки зрения исторической правды, чем современная польская.
Можно пойти на целесообразные шаги навстречу. Не препятствовать эксгумации погребений с соблюдением определенных процедур. Наладить работу историков обеих стран. Но было бы неправильно не требовать от Варшавы аналогичных поступков. Метод малых шагов и проявлений доброй воли должен работать в обе стороны.
Нужно стремиться к ситуации, когда польское общество и Европа в целом не будут воспринимать возможное вето польских политиков на вступление Украины в евроатлантические структуры. Будут считать его чересчур ангажированным и необъективным, а также недопустимым методом, когда на кону современная и будущая безопасность и выживание Европы. Относительно уже упомянутого примера Македонии, то он действительно может быть поучительным для Украины. Но немного не в том ракурсе, как это старается представить польская сторона.
Прецедент Македонии должен стать предостережением для Киева, если украинская власть вдруг надумает удовлетворить все требования Варшавы и откажется отстаивать национальные интересы во время переговоров о вступлении в ЕС. Это лишь на первый взгляд кажется, что достаточно согласиться на ультиматум одной страны, и все преграды на пути к ЕС будут сняты.
Путь Македонии к ЕС продолжается с 2005 года. Но попасть туда стране не дают ее соседи. Сначала движение Македонии в Евросоюз заблокировала Греция. Афины требовали от Скопье изменить официальное название своего государства. Несмотря на то, что Международный суд в Гааге в 2011 году признал незаконной блокаду вступления Македонии в НАТО и ЕС со стороны Греции в конце концов последняя добилась своего. В 2019 году Македонию переименовали в Республику Северная Македония. Но на этом история не закончилась. Потому что свои требования к Македонии начала выдвигать Болгария, которая воспользовалась правом вето.
София стала настаивать, чтобы Северная Македония изменила свою Конституцию и внесла туда упоминание о болгарах как национальном меньшинстве. Также Болгария хочет, чтобы Скопье признало фактическую болгарскую идентичность, которая сосредоточена на утверждении, что македонская идентичность и язык имеют болгарское происхождение.
Сейчас Македония так и не стала членом Евросоюза, хотя в 2020 году ее приняли в НАТО. Зато требования со стороны Афин и Софии изменить Конституцию Македонии значительно обострили внутриполитическую ситуацию в этом маленьком балканском государстве. Македонцы вообще не против вступить в ЕС, но 70% из них считают, что цена за отказ от части национальной идентичности слишком высока. Неудивительно, что на парламентских и президентских выборах 2024 года в Македонии победили силы, которые не поддерживают внесение изменений в Конституцию для удовлетворения ультимативных требований Софии.
Украино-польские отношения имеют стратегически важное значение для обеих стран и всей Восточной Европы. Если польские политические элиты действительно хотят строить отношения с Украиной на основе равенства, дружбы и взаимоуважения, им нужно отбросить политизацию исторического прошлого. Язык ультиматумов и шантажа — это путь в никуда, выгодный разве что Москве.