UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как стабилизировать страну после окончания войны? — FT

Международное сообщество играет определенную роль, но процессы восстановления должны возглавить местные субъекты.

Война России против Украины длится уже более двух лет и конца-края ей не видно. Между тем, боевые действия между ХАМАС и Израилем продолжаются, с постоянным риском — как показал конфликт между Ираном и Израилем на прошлой неделе — что на всем Ближнем Востоке может произойти эскалация. После февральского переворота 2021 года в Мьянме гражданская война обострилась: войска режима потеряли значительные позиции в пользу разных ополченцев сопротивления, а около 2 млн человек стали вынужденными переселенцами.

Гражданская война в Судане длится уже год, хотя страна находится в состоянии нестабильности со времен восстания против Омара аль-Башира в 2019 году. Несколько других стран — Эфиопия, Гаити, Ливия, Сирия и Йемен — страдают от войн на истощение, гуманитарных бедствий и насилием со стороны ополченцев, сообщает Financial Times.

Да, каждая ситуация уникальна. Но они также имеют определенные общие черты: годы безвластия и присвоения дефицитных ресурсов, глубокие внутренние разногласия и управляемое государством насилие против гражданского населения. Конфликты также обостряются под влиянием внешних факторов, включая серьезный экологический стресс и военное вмешательство со стороны других стран.

Читайте также: Соревнования за 1 триллион долларов на восстановление Украины медленно набирают обороты — Bloomberg

В каждом из этих случаев ряд местных и международных субъектов пытаются выступить посредниками и покончить с страданием. В тех редких ситуациях, когда конец может быть успешным, следует помнить о трех основных принципах. Во-первых, для того, чтобы переходное правительство было успешным, оно должно немедленно установить контроль над безопасностью. Если это не сделать, вакуум власти приведет к мародерству и преступности, как это произошло после военных интервенций США в Панаме и Ираке.

Второй принцип — состоит в том, как лучше восстанавливать страну. На ранних стадиях послевоенного восстановления огромные суммы денег поступают от международных агентств развития, частного сектора, диаспор и нетрадиционных доноров. Важно заранее согласовать прозрачные механизмы мониторинга, координации и подотчетности.

В очень многих случаях (например, в Афганистане и Ираке) огромные финансовые вливания подбадривали не тех людей, создавая новые группировки и нарушителей. Еще до прекращения боевых действий необходимо развивать потенциал и сети местных неправительственных организаций, чтобы помочь обеспечить финансовую добропорядочность на "следующий день".

Читайте также: На скорейшее восстановление Украины необходимо 15 млрд долларов

Наконец, важнейший принцип может показаться наиболее очевидным, но часто игнорируется: обеспечение того, чтобы местные субъекты выполняли все функции управления, реконструкции, администрирования и безопасности. Например, в Боснии, Восточном Тиморе, Ираке и Косово международные представители взяли на себя функции гражданского правительства, а иностранные миротворцы и полиция отвечали за обеспечение безопасности. Это не самый лучший сценарий.

Послевоенное восстановление должны возглавить местные субъекты. Роль международных участников по завершении любого конфликта должна быть кулуарной и консультативной, считает Financial Times.

О сценариях восстановления жилищного фонда украинских городов читайте в статье Анастасии Горбач "Во сколько обойдется восстановление разрушенных войной городов Украины и что надо учесть".