UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как российская пропаганда приспосабливается к условиям войны против Украины — исследование

Аналитики изучили эволюцию российской пропаганды с момента ее «деплатформизации».

«С начала российской агрессии против Украины в 2014 году мы хорошо осознали, какое место занимает пропаганда в герасимовской концепции гибридной войны – пишет в предисловии к изложению интересного исследования французских экспертов экс-посол Украины во Франции Олег Шамшур.

Ценой собственных страданий и испытаний украинцы почувствовали эффективность информационного яда, созданного в российских спецслужбах и СМИ, его влияние на внутренние процессы в нашем государстве и особенно наружу. Из-за «фейков», запущенных из России, и распространяемых через ее международные сети влияния искажался имидж и сущность нашей борьбы против российского нашествия.

После 24 февраля, пожалуй, впервые за последние годы, Украина однозначно выигрывает информационную войну как благодаря усилиям государственных органов и, в не меньшей степени, гражданского общества Украины, так и поддержке сложившейся антипутинской коалиции. Российская пропагандистская машина потерпела мощные удары со стороны ЕС, США и ряда ведущих компаний IT-сектора.

Впрочем, оправившись от шока первых месяцев войны, она пытается перестроиться и найти альтернативные средства влияния не только на российскую (здесь по-прежнему срабатывают истерически-дубовые методы соловьевых и скабеевых), но и украинскую и международную аудиторию. По моему мнению, опасность этих мутаций не стоит недооценивать. Именно поэтому я хотел бы привлечь ваше внимание к изложению статьи «Война в Украине: новое лицо российской пропаганды онлайн» журналиста Максима Рекокийе (Maxime Recoquille), которая на днях появилась на сайте ведущего французского журнала «Экспресс».

«Само собой понятно, что нет войны без пропаганды. С 24 февраля 2022 г. Россия пыталась оправдать свое вторжение в Украину якобы угрозой, которую эта страна представляет для собственной безопасности. Среди инструментов, которые мог использовать Владимир Путин для распространения этого мессиджа, прежде всего – RT (бывшая «Россия сегодня») и «Спутник». Новостной канал постоянной речи (первый), пресс-агентство (второй), оба СМИ были запущены несколько лет назад, чтобы обслуживать интересы Кремля во всем мире. Впрочем, российское наступление привело к их запрету в Европейском Союзе, деятельность в котором носила для них стратегический характер. Поэтому захватчику пришлось сделать ставку на другие возможности.

В исследовании, опубликованном 23 декабря, Дамьен Личчиа и Жан-Батист Дельомм (Damien Liccia et Jean-Baptiste Delhomme), аналитики фирмы IDS Partners и вице-президенты Стратегической информационной обсерватории, исследовали эволюцию российской пропаганды. Несколько дестабилизирована, она продолжает функционировать, несмотря ни на что благодаря множеству сайтов и около 2000 очень активных телеграмм-каналов, где общаются российские националистические блогеры, официальные органы и их контакты, расположенные в Украине.

Первый урок: фактически, пропаганда стала децентрализованной. «Российская блогосфера активно участвует в информационной войне», – отмечает IDS Partners.

Об этом свидетельствует популярность провоенных аккаунтов, таких как "Борис Рожин" ("Полковник Кассад" - 815 тыс. подписчиков - О.Ш.), "Рыбарь" (1,12 млн. подписчиков - О.Ш.) или "WarGonzo". За последними двумя постоянно следят более миллиона человек в Телеграмме, основанном в 2013 году братьями Дуровыми.

Здесь, вероятно, действуют специалисты по коммуникации. По данным сайта расследований The Bell, за Рыбарем скрывается десяток людей, связанных с Евгением Пригожиным из военизированной группировки Вагнер. Этим дело не ограничивается. Эти аккаунты отличает от официальной пропаганды «свобода высказываний по ведению военных действий», отметили два партнера по IDS в разговоре с «Экспресс». «Выражения, которые они употребляют на этот счет, значительно отличаются от семантики российских СМИ и официальных речей власти». Высказывание "укронаци", например, появившееся на их постах, с 24 февраля набрало более 600 тысяч упоминаний в Твиттере. Она пользуется определенным успехом в Южной Америке (паразитируя на сильных традициях антифашистской борьбы на континенте – О.Ш.), а также во Франции, где лидер Народного республиканского союза (партия, выступающая за выход Франции из ЕС и НАТО) Франсуа Асселино взял на вооружение этот неологизм. (Здесь с авторами доклада можно не согласиться, поскольку тезис о «денацификации» Украины был и остается одним из основных тезисов официальной российской пропаганды – О.Ш.).

Отсутствие плотного контроля Кремля также объясняет присутствие некоторых критических высказываний. В начале ноября, когда появились признаки, что город Херсон будет возвращен украинцами, «Рыбарь» выражал сожаление по поводу «неудачных наступлений», «потерь личного состава и техники» или даже «низкого уровня организации» армии Владимира Путина. Такого нельзя было вообразить в «официальных» пропагандистских сетях. Так называемый «Жесткий блог» (65 000 постоянных читателей) не стесняется писать о «дебильности» министерства обороны и его генералов, по своей ментальности принадлежащих к «военной секте».

Читайте также: Молдова запретила вещание пророссийских телеканалов

Все эти националистические блогеры, большинство которых были активны еще до войны в Украине, остаются важными игроками в системе российской пропаганды. Они имеют в среднем 70 тысяч подписчиков и стали источником более 8 миллионов постов в телеграмм-каналах после 24 февраля.

«Контент, распространяемый этой экосистемой, равно как и сообщения официальных пресс-органов, рассылается дальше коммуникационными каналами, созданными в Украине, чтобы оправдать вторжение среди местных (украинских) русскоязычных меньшинств», - указывают Дэмиен Личчиа и Жан-Батист Дельомм.

Кремль использует в своих интересах "интеллектуально-креативные пузыри", которые появляются в социальных сетях. Их публикации также переводятся и распространяются среди международной аудитории через Фейсбук, ТикТок и, конечно, Телеграмм.

Медиа-ресурс «World & French News» (15 000 подписчиков) цитирует «Рыбаря» почти в 23% своих сообщений. Это рекорд. (В докладе указывается, что этот ресурс активно сотрудничает с российским YouTube-каналом LiveJournal и запустил дополнительный YouTube-канал ZZ.OZ.ZOZZ с постоянным изложением ситуации на фронте в российской интерпретации-О.Ш.).

Не имея возможности эффективно и быстро охватить западный мир через СМИ, Россия в последние месяцы сосредоточилась на Украине и ее русскоязычном населении.

«Важнейшим было создание телеграмм-каналов в основном на местном уровне: в 2022 году было создано 220 каналов (преимущественно в марте), по сравнению с 82 в рамках институциональной экосистемы и 59 для (российских) националистов», – отмечают два партнера IDS.

Дамьен Личчиа и Жан-Батист Дельомм также идентифицировали не менее 23 фейковых медиа, преимущественно разбросанных на линии фронта и оптимизированных для российской поисковой системы Яндекс. Они имеют целью «нормализовать присутствие России на оккупированных территориях», частично опираясь на сообщения вездесущих блогеров-националистов в телеграмм.

Читайте также: Пропаганда: новые старые методы работы оккупантов

«Отсутствие ссылок на юридические документы на этих сайтах и анонимная процедура регистрации доменных имен не разрешают точно установить их авторов. Анализ сайтов показывает, что они размещены на одних и тех же серверах в Москве. Использование букв «ЗОВ» (с обозначением «спецоперация» в Украине), веб-расширение «.ru», выбор русского языка и использование названий украинских городов в российской транслитерации четко указывают на целые операции», — подчеркивают специалисты.

«Эти сайты публикуют статьи, передающие местную информацию, оформленную таким образом, чтобы вызвать возмущение местного русскоговорящего населения и положительно представить российское вторжение».

Что же делают Спутник и RT? Два официальных СМИ никуда не исчезли. Доступ к ним в обход запрета до сих пор является сердцевиной российской стратегии дезинформации. VPN (виртуальные частные сети) все еще позволяют получить к ним доступ через серверы, расположенные в странах, не блокирующих их. Время от времени появляются зеркальные сайты, воспроизводящие их контент. Видео, предложенные RT и Спутник, также нашли убежище частично на американских платформах, таких как "Odyssey" или "Rumble", или в социальных сетях, близких к ультраправым, вроде "Gab" и "Parler".

Значительное внимание уделяется усилению влияния российской пропаганды во франкоязычной Африке. Летом 2022 года был создан «Спутник – Африка», используя журналистов, контент и сообщества «Спутника – Франция». С той же целью для ретрансляции взглядов Кремля используется сеть фейковых страниц в Facebook.

В странах Латинской Америки для того, чтобы компенсировать отсутствие российских официальных каналов, активно распространяются переводы материалов из российской националистической блогосферы. При этом нарратив адаптируется в соответствии с идеологией потребителей – правых или левых «ультра».

Таким образом, статья и доклад, на котором она базируется, свидетельствуют о том, что российский информационный спрут не оставляет борьбы против демократического мира и либеральных принципов, пытаясь в своих конвульсиях затмить истину густыми чернилами лжи и манипуляций.