UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как мир разделился относительно войны в Украине и будущего мирового порядка – исследование ECFR

Граждане развивающихся стран хотят торговать с Китаем, иметь гарантии безопасности от США и жить как в Европе

Европейский совет по международным отношениям (ECFR), в сотрудничестве с проектом Оксфордского университета «Европа в меняющемся мире», перед встречей лидеров США Джо Байдена и Китая Си Цзиньпина, обнародовал результаты нового многонационального опроса, выявившего поразительные разногласия в отношении будущего мирового порядка.

Исследование показывает, что геополитические альянсы становятся все более раздробленными и сложными, и больше не вписываются в биполярные рамки и позиционирования, приписываемые странам в ходе дискуссий о событиях в мире. Опрос показывает, что Европа и Америка воспринимаются в мире как более привлекательные и имеющие больше ценностей, чем Китай и Россия, но это восприятие не обязательно трансформируется в политическую ориентацию, говорится в докладе ECFR.

Читайте также: Стефанишина: Война в Украине не должна стать темой для политических спекуляций в ЕС

Война в Украине

Слом биполярного порядка отражается в отношении общественности к войне в Украине. Данные ECFR показывают, что этот конфликт является определяющим и даже экзистенциальным для Запада: в среднем 33% в Европе и 42% в США поддерживают мнение, что Украина должна вернуть себе всю свою территорию, даже если это означает более длительную войну и большие человеческие жертвы. Для сравнения – меньше людей на Западе придерживаются альтернативной точки зрения, что война должна закончиться как можно скорее, даже если это означает, что Украина потеряет часть своей территории.

Желтый – конфликт между Россией и Украиной нужно прекратить как можно скорее, даже если это будет означать, что Украина передаст контроль над территориями России. Синий – Украине нужно вернуть всю свою территорию, даже если это будет означать более продолжительную войну или больше украинцев будут убиты и перемещены. Красный – западное господство в мире должно быть отвергнуто, даже если это означает принятие российской территориальной агрессии против Украины.

За пределами Запада не наблюдается большого желания поддерживать Украину в долгосрочной перспективе. Среди респондентов в Китае (48%), России (46%), Саудовской Аравии (46%), Южной Африке (46%), Индии (45%), Турции (43%), Индонезии (34%) и Бразилии (31). %) преобладает мнение, что конфликт должен завершиться как можно скорее, даже если это будет означать, что Украина будет вынуждена отдать контроль над некоторыми территориями России.

Аналогично, в разрыве с Западом среди опрошенных за пределами США и Европы многие высказывают мнение, что США уже находятся в состоянии войны с Россией, так, будто война в Украине является прокси-конфликтом между двумя государствами времен Холодной войны. Большинство в России (63%), Китае (57%), Саудовской Аравии (54%) и Турции (51%) считают, что США «уже находятся в состоянии войны» с Россией; это мнение также преобладает в Индонезии (43%) и Южной Африке (50%). Жители Европы (в среднем 36%) и США (20%), а также Индии (24%) и Бразилии (28%) менее склонны разделять эту точку зрения – среди них преобладает мнение, что США не находятся в состоянии войны с Россией.


В большинстве стран мира Запад рассматривается как большее препятствие на пути к миру в этом конфликте, чем Россия. Большинство в Китае (82%), России (71%) и Саудовской Аравии (57%), а также значительная часть в Индонезии (46%), Турции (49%) и Индии (39%) считают США, ЕС или Украину наибольшим препятствием на пути к миру между Россией и Украиной. За пределами США и Европы только жители Южной Кореи (67%) и Бразилии (37%) в основном считают Россию самым большим препятствием, что также является мнением большинства среди американцев (58%) и европейцев (56%).


Многие за пределами Европы и США считают, что Россия выиграет войну. Большинство в России (86%), Китае (74%), Саудовской Аравии (70%), Индии (63%), Индонезии (60%), Южной Африке (59%), Турции (55%) считают вероятным, что Россия победит в конфликте в последующие 5 лет. США (52%), Европа (46%) и Южная Корея (43%) – единственные страны, где преобладает противоположное мнение – хотя США являются единственной страной, где большинство (50%) считает победу Украины вероятной в течение этого времени.

Многие граждане за пределами Европы считают, что доступ к ядерному оружию является самым надежным способом защитить свою страну. Большинство в Китае (86%), Саудовской Аравии (62%), Южной Корее (56%), США (55%), Индии (54%) и большинство Турции (48%) поддерживают наличие ядерного оружия в своих странах. Европейцы относятся к этому прохладнее: в среднем только 16% согласны с таким предложением, а 63% против. Жители Бразилии и Индонезии преимущественно против того, чтобы их страны имели доступ к ядерному оружию.

Читайте также: Китай и РФ помогают КНДР расширять военный потенциал, позволяя уклоняться от санкций ООН — глава Пентагона

Китай или США?

Полученные данные свидетельствуют о том, что доминирование Запада в международной системе и биполярное формирование основной внешней политики Вашингтона и Брюсселя не удержится на фоне растущей многополярности. Об этом свидетельствует тот факт, что не только большое количество граждан так называемого западного блока стран испытывают пессимизм относительно своего будущего, и многие люди во всем мире считают, что ЕС может распасться, а США могут перестать быть демократией в течение следующих 20 лет.

Это, по мнению авторов отчета, указывает на раскол устоявшихся силовых альянсов. Опрос также показывает, что многие – а в некоторых случаях большинство граждан – готовы к сотрудничеству с Китаем и его партнерами по международным вопросам, включая торговлю, и в целом положительно относятся к китайскому экономическому присутствию в их странах.

ECFR обнаружил, что в среднем лишь 5% граждан незападных стран избрали бы Китай, если бы им представилась такая возможность, по сравнению с 56%, которые избрали бы США или страну в пределах ЕС. Исследование также показало, что респонденты почти в каждой из опрошенных стран (кроме России) предпочли бы сотрудничать с блоком во главе с США, а не с блоком во главе с Китаем, и что остается сильная ориентация на Запад по вопросам прав человека – большинство в Южной Корее (75%), Индии (64%), Бразилии (62%), Южной Африке (54%) и Турции (51%) отмечают, что они более близки к Вашингтону в этом вопросе, чем к Пекину; это мнение также преобладает в Саудовской Аравии (47%).

Читайте также: Если вы не за столом, то вы в меню. Что задумали Россия, Китай и их союзники

Ключевые выводы

Учитывая значительные расхождения во мнениях между странами, включенными в набор данных ECFR, исследователи предполагают, что мы, возможно, вступаем в мир, где страны предпочитают смешивать и совмещать своих партнеров по разным вопросам, а «не подписывать единый билет верности» той или иной стороне.

За пределами Европы 41% граждан считают, что ЕС может «распасться» в течение следующих 20 лет, причем многие связывают его судьбу с результатом российско-украинской войны. Ощущение, что ЕС может распасться в течение двух десятилетий, наиболее выражено в Китае (67%), Саудовской Аравии (62%) и России (54%), но его также разделяет почти половина опрошенных в Турции, Индии и Южной Африке (45%, 41% и 40% соответственно). В США (34%) и Европе (в среднем 33%) это мнение также оказало значительную поддержку. Мнения по поводу будущего ЕС также частично коррелируют с тем, как люди видят вероятный результат российско-украинской войны. За пределами Европы 73% тех, кто считает, что ЕС может распасться, также ожидают победы России, тогда как последнее мнение разделяют 53% тех, кто считает распад ЕС маловероятным.

Читайте также: Россия и Китай открывают новый антизападный фронт в Арктике — FT

Запад приходит в упадок, по мнению тех, кто живет в странах, принадлежащих к этому силовому альянсу. Опрос ECFR показал, что 47% респондентов в США и 40% в Южной Корее пессимистически настроены по отношению к будущему своих стран. В противоположность этому, 86% опрошенных в Индии, 74% в Индонезии, 69% в Китае и 54% в России настроены оптимистично, и это мнение также преобладает в Бразилии (40%).

В глобальном масштабе статус Запада все еще сохраняет свой блеск. В большинстве опрошенных стран респонденты считают Европу и США местами, куда в гипотетической ситуации они больше всего хотели бы переехать и начать жить. Подавляющее большинство в Южной Корее (75%), Саудовской Аравии (62%), Бразилии (68%), Турции (71%), Южной Африке (65%) и Саудовской Аравии (62%) выразили желание жить либо в США, либо в ЕС. Самое сильное преимущество жить в России или Китае, вместе взятых, было высказано в Южной Африке, где меньшинство, 16%, высказало такое мнение (против 65%, избравших ЕС или США).

Читайте также: Европа готовится к зиме двух войн — Politico

Соединенные Штаты и их партнеры также положительно оцениваются за их геополитическое лидерство. Если бы респондентам пришлось выбирать, они почти везде предпочли бы вхождение в американский блок, а не сотрудничество с Китаем и его партнерами, если бы им пришлось выбирать. Так считают большинство в Южной Корее (82%), Индии (80%), Бразилии (66%), Южной Африке (54%), Турции (51%) и Саудовской Аравии (50%). Россия – единственное исключение в этом вопросе, где большинство указало на Китай, тогда как в Индонезии мнения разделились, и ни один из этих двух ответов не набрал большинства голосов.

Западные ценности популярны во всем мире. По правам человека большинство в Южной Корее (75%), Индии (64%), Бразилии (62%), Южной Африке (54%) и Турции (51%) ответили, что предпочитают, чтобы их страна была ближе в этом вопросе к США и их партнерам, а не к Китаю и его партнерам; это мнение также преобладает в Саудовской Аравии (47%). Что касается сотрудничества в сфере безопасности, то в Южной Корее (80%), Индии (70%), Бразилии (59%), Южной Африке (48%), Саудовской Аравии (48%), Турции (43%) и Индонезии ( 38%) выразили желание быть ближе к США, чем к Китаю.

Читайте также: Война может продолжаться еще долго – Буданов

Сила Китая в глобальном масштабе больше всего проявляется в экономических вопросах. Отвечая на вопрос, с кем они чувствуют себя ближе к США или Китаю в сфере торговли, большинство в России (74%), Саудовской Аравии (60%), Южной Африке (60%), Индонезии (53%) и Турции (50%) выбрали Китай. Только в Индии (65%) и Бразилии (50%) большинство респондентов отметили большую близость к США, чем к Китаю в этом вопросе. Между тем мнения респондентов в Южной Корее сильно разделились – 42% указали на США и их партнеров, а 37% выбрали Китай и его партнеров.

Граждане ряда средних государств восприимчивы к китайскому экономическому присутствию в их странах. Большинство в Саудовской Аравии (64%), Южной Африке (58%), Бразилии (52%) и Турции (52%) выразили среднюю поддержку пяти видов китайского экономического присутствия в их странах, в частности, если китайским компаниям будет разрешено покупать ведущую спортивную команду, газету, технологическую компанию или инфраструктуру в их стране, и если им будет позволено строить эту инфраструктуру. Между тем, согласно результатам предварительного опроса ECFR, этот показатель заметно снизился до 29% для Европы. Интересно, что среди тех, кто наиболее сдержанно относится к китайской экономической активности, есть не только Южная Корея, но и Россия, тогда как в Индонезии люди сильно разделились во мнениях о том, должна ли она быть приемлемой или нет.

Читайте также: Мы не привыкнем к противоправной и бесчеловечной захватнической войне России против Украины – Штайнмайер

Комментарии исследователей ECFR

Соавторы отчета, эксперты по внешней политике Тимоти Гартон Эш, Иван Крастев и Марк Леонард, указывают на поразительные изменения в том, как люди воспринимают нынешнюю борьбу за власть между Китаем, Россией и Западом. Они отмечают, что многие граждане по всему миру теперь верят, что их страна может соединить преимущества европейских ценностей с американскими гарантиями безопасности, сохраняя при этом Китай в качестве экономического партнера. Об этом свидетельствует тот факт, что многие респонденты опроса ECFR в странах, не входящих в западноевропейскую группу государств, разбросаны в своем международном позиционировании.

Гартон Эш, Крастев и Леонард считают, что ЕС должен принять политику «стратегической взаимозависимости», чтобы охватить этот новый ландшафт, и создать широкую коалицию партнеров по разным вопросам, основанную на уважении суверенных желаний других средних государств, одновременно укрепляя собственную геополитическую позицию и суверенитет Европы.

Соавтор и директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард сказал: «Результаты нашего опроса свидетельствуют о том, что вместо того, чтобы цепляться за вчерашний мир, ЕС должен понять новые правила игры в международных отношениях и искать новых партнеров в решении ключевых вопросов, стоящих перед нашим разрушенным войной миром».

Иван Крастев, соавтор и глава Центра либеральных стратегий, добавил: «Мир меняется – и не в пользу Европы. Любой подход к стратегии должен начинаться с анализа этого мира таким, какой он есть, а не таким, каким мы хотели бы его видеть. Глядя на то, как уверенно ведут себя на мировой арене такие средние государства, как Турция, Индия, Бразилия, Южная Африка и Саудовская Аравия, ЕС должен принять это к сведению и стремиться расширить сферу своих альянсов».

Тимоти Гартон Эш, соавтор, профессор европейских студий в Оксфордском университете и старший научный сотрудник Гуверовского института, сказал: «Урок очевиден: «мягкая сила» Европы должна дополняться большими инвестициями в военные и аспекты безопасности «жесткой силы». Дальнейшее расширение ЕС на восток, включая Украину, сделает Европу более мощным и авторитетным глобальным игроком в мире все более жесткой геополитической и геоэкономической конкуренции».


Отчет ECFR «Жизнь в мире à la carte: Чему европейские политики должны научиться от глобального общественного мнения», авторами которого являются эксперты по внешней политике Тимоти Гартон Эш, Иван Крастев и Марк Леонард, опирается на данные опросов Международной ассоциации Гэллапа в США, Китае, Индии, России, Турции, Бразилии, Южной Африке, Саудовской Аравии, Индонезии, Южной Корее, а также на данные Datapraxis, YouGov и Norstat в одиннадцати европейских странах.

Читайте также: The Economist: Что война в Украине может сказать о будущем конфликтов между большими государствами?

Напомним, по мнению аналитиков The Economist, с приближением затяжной войны с Россией на американскую поддержку больше нельзя полагаться, поэтому Европа должна усилить помощь Украине.