В воскресенье жители двух восточнонемецких земель — Саксонии и Тюрингии — избирали депутатов своих земельных парламентов (ландтагов).
Эти выборы, похоже, закончились сенсацией: уже многие мировые СМИ написали о первой победе крайних правых из «Альтернативы для Германии» (АдГ) на выборах в ФРГ в послевоенное время. Такого результата партия достигла в Тюрингии с 32,8%, тогда как в Саксонии за ней осталось второе место (с минимальным отставанием от ХДС) и 30,6% голосов. Между тем для самих немцев результат этих выборов сюрпризом не стал. Но вызвал беспокойство внутриполитическим положением страны.
В то же время есть на что обратить внимание и Украине — об этом мы скажем ниже.
Социологические агентства на этот раз весьма точно предвидели результаты выборов. Так что об ожидаемых высоких результатах АдГ, а также новой партии — Союза Сары Вагенкнехт (ССВ), немецкие СМИ и политики дискутировали заранее. Многие из них, в частности, делали акцент на том, что ветви АдГ в этих двух землях были признаны экстремистскими в судебном порядке.
Действительно, восточнонемецкие отделения АдГ используют, например, слоганы в поддержку «ремиграции» — идеи, что из Германии нужно вытеснять не только беженцев, но и других мигрантов, и даже граждан негерманского происхождения. Глава тюрингской АдГ Бьорн Хеке является, наверное, самым радикальным правым из известных политиков Германии, который, в частности, критиковал существование в центре Берлина памятника Холокосту и считает, что надо избежать «смерти нации от ее замещения (мигрантами. — К.Ф.)».
Учитывая это, неудивительно, что высокие результаты АдГ беспокоят немцев. Вместе с тем надо понимать, что ни одна партия в Германии на союз с АдГ не пойдет.
Правоцентристы из ХДС несколько сместились вправо при нынешнем лидере партии Флориане Мерце. Однако это до сих пор системная партия, и многие избиратели не простили бы ей сотрудничество с АдГ. Другие партии находятся на еще большем идеологическом расстоянии от «Альтернативы для Германии».
Так что в правительство этих земель АдГ не войдет. В то же время ее результат все же будет влиять на земельную политику. Во-первых, это усложняет другим партиям формирование коалиции. Во-вторых, в Тюрингии партия получила более трети мандатов, что позволит ей, в частности, блокировать назначение судей. В предыдущем созыве АдГ уже получила как уступку за снятие такой блокировки кресло вице-спикера.
В Саксонии перерасчет показал, что АдГ не будет иметь блокирующего меньшинства.
Еще одна антисистемная партия на этих выборах набрала меньше голосов, но стратегически выиграла значительно больше. Союз Сары Вагенкнехт — это типичная партия лидерского типа. Сама Вагенкнехт раньше принадлежала к партии «Левые» и была там одиозной фигурой из-за своих социально-консервативных позиций. В частности, она отстаивает ограничение миграции, считая, что мигранты отнимают работу у местных рабочих. Также она выступала против «зеленых» идей, которые в весьма радикальной форме стали частью программы «Левых», и против сосредоточения на вопросах «политики идентичности» (таких как гендерный вопрос).
Иначе говоря, Вагенкнехт представляет избирателям программу социал-демократов старой школы с сосредоточением на экономических вопросах и целевой аудитории из низшего социоэкономического класса. Этот электорат партия делит с АдГ. Зато «Левые» скорее ориентируются на просвещенную молодежь. Избиратели отдали преимущество Союзу Сары Вагенкнехт: в Саксонии у ССВ 11,8% против 4,5 у «Левых», а в Тюрингии — 15,8 против 13,1%, соответственно.
Во время формирования правительства в Тюрингии без ССВ не обойтись. В Саксонии этого может избежать лишь коалиция четырех партий (ХДС, СДПГ, «Левые», «Зеленые»). Может также быть создано правительство меньшинства, но для этого ХДС в Тюрингии тоже не обойтись без сотрудничества с ССВ (в Саксонии как вариант — с тремя другими партиями). И вот здесь — неожиданно как для местных выборов — вступает в игру фактор внешней политики.
Дело в том, что как условие для вхождения в коалицию (даже на местном уровне!) Вагенкнехт поставила поддержку курса на «мир» в Украине. Что она имеет в виду, можно понять из многочисленных выступлений, где политик призывает снять санкции с РФ и остановить военную поддержку Украины.
В самой Германии многие называет ее «царенкнехт» (слуга царя), настолько очевидно и давно она ассоциируется с Россией. Счет партии, как узнали журналисты Tagesspiegel, открыт в банке, где обслуживается российское СМИ Ruptly, принадлежащее подсанкционному РИА «Новости», а также крохотная крайняя левая Марксистско-ленинская партия и один из основателей немецкого движения против исламизации.
Не менее, если не более пророссийской является, конечно, и «Альтернатива для Германии». Так, даже на недавних местных перевыборах в Берлине партия размещала фотографии «Северного потока» с лозунгом «Восстановим энергетическую мощность». Партия отправляла наблюдателей на «референдум» 2014 года в Крыму, а ее представители давали комментарии для Russia Today.
Вместе с тем, как мы уже отмечали, АдГ в местные правительства не войдет. А вот к тому, что по крайней мере в Тюрингии это сделает ССВ, надо готовиться. Как написал немецкий сайт шуточных новостей Der Postillon, на выборах в Тюрингии и Саксонии победил Путин.
Разумеется, земельные правительства не имеют возможности повлиять на внешнюю политику Германии прямо. Страна останется одним из главных поставщиков военной и финансовой помощи Украине.
ССВ получит одно или два места в Бундесрате, верхней палате немецкого парламента, где заседают представители земельных правительств. Впрочем, небольшое представительство не даст им особого влияния. Они могут давить на местных партнеров по коалициям, чтобы те в свою очередь продвигали выгодные Вагенкнехт внешнеполитические инициативы. Но вряд ли следует ожидать, что местные отделения партий будут делать это охотно или что такие инициативы будут иметь серьезное влияние на политику немецкого правительства.
Таким образом, хотя партии с пророссийской позицией получили хороший результат в Тюрингии и Саксонии, это не должно привести к значительным изменениям для Украины. Проблемой может быть то, что правительства немецких земель участвуют в проектах восстановления Украины, и вести диалог об этом с указанными двумя землями отныне станет труднее.
А вот для Германии эти выборы должны стать очередным звоночком: напомним, что в июне АдГ получила на выборах в Европарламент 15,9%. Результаты АдГ, в значительной степени обусловленные недовольством ее электората миграционной политикой, уже заставили все серьезные умеренные партии страны сдвинуть свои позиции по этому вопросу несколько вправо. В то же время многие избиратели АдГ, как и ССВ, не доверяют мейнстримным медиа и склонны к конспирологичному представлению о мире: позиции таких радикализированных избирателей будет крайне трудно изменить.
Кроме миграционного вопроса, поляризацию немецкой политической системы вызвало и ухудшение уровня жизни среднего немца. (Восточнонемецкие земли и без того были заметно беднее, чем западнонемецкие.) Покупательная способность до сих пор не вернулась до уровня 2019 года, за последние несколько лет цены на многочисленные потребительские продукты увеличились в полтора-два раза, тогда как экономика стагнирует. Это фрустрирует избирателей и усиливает антисистемные настроения. Крайне плохие результаты всех трех партий, которые образуют коалицию на федеральном уровне, на местных выборах вызваны, в частности, и этой фрустрацией.
Сможет ли Германия решить эти две фундаментальные проблемы и соответственно уменьшить поддержку радикальных партий? Уже 22 сентября состоятся выборы в еще одной восточной земле — Бранденбурге, где также можно ожидать победу АдГ и высокий результат ССВ. Не исключено, что и там ССВ войдет в правительственную коалицию. Немецкая партийная система меняется. И ее поляризация и идеологизация вряд ли пойдут на пользу стране.