UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как авторитарные лидеры используют историю, чтобы манипулировать людьми — Bloomberg

История является опасным инструментом в руках авторитарных лидеров.

Российский президент Владимир Путин и китайский лидер Си Цзиньпин используют историю для того, чтобы манипулировать людьми в своих странах и получить большее влияние в мире. Вторая мировая война закончилась 75 лет назад, но события этой войны часто используются «в политических целях» даже в 2020 году. При этом, никто так «не довел до совершенства искусство отслеживать историю конфликта для современных целей», как Россия и Китай, пишет Bloomberg.

Подчеркивание своего вклада для победы в войне часто недооценивается демократическими странами Запада, тогда как Россия и Китай используют это для того, чтобы «объединить своих граждан». Подобная «тактика» все чаще усиливает большие властные амбиции. Не случайно Путин в этом году провел много времени в архивах, переосмысливая причины конфликта. А китайский блокбастер 2020 года стал эпическим описанием героизма битвы под Шанхаем.

Вполне ожидаемо, что политические лидеры возвращаются к военным метафорам во время глобального кризиса. Война вызывает решимость и храбрость. Даже британские политики уже давно используют и злоупотребляют ссылками на такие события, как бомбардировка Великобритании нацистами, например.

Однако в Москве и Пекине все идет гораздо дальше, это не просто упоминания о военном духе на фоне коронавирусного кризиса. В Китае до сих пор используют упоминания о вторжении Японии в Маньчжурию, как причину вражды между странами, укрепляя с помощью этого патриотизм. В России конституционные изменения, которые позволяют Путину быть фактически «вечным лидером России», также включают намеки «на защиту исторической правды и обязанность не преуменьшать значение героизма народа в защите Отечества».

Обе страны считают, что их роль в победе не признана полностью. Постоянно злоупотребляя упоминаниями о войне, Путин и Цзиньпин пытаются консолидировать в своих руках больше власти.

Только за последний год Путин поднимал тему войны в таких разнообразных случаях, как новогоднее обращение и поздравление с праздником первого сентября, например. Когда его надежды на то, что многие мировые лидеры посетят юбилейный военный парад 2020 года не сбылись, он решил написать целую статью, посвященную теме войны.

В Китае на протяжении десятилетий Вторая мировая война рассматривалась как только часть более важного рассказа о восхождении Коммунистической партии к власти.

Однако в 2020 году, который стал периодом пандемии, риторика военного времени несколько изменилась, и параллели стали более «яркими».

Обе страны ищут новый национальный нарратив, который подчеркивает сопротивление и противодействие Западу. Профессор истории Оксфордского университета Рана Миттер считает «новый национализм» заполнением «идеологического вакуума». Такая идеология изображает нынешних политических лидеров как наследников прошлых героев. Особенно удачно это использует Путин, отвлекая внимание населения от экономических неурядиц.

Ссылка на войну также помогает обеим странам претендовать на свое место среди других государств, которые победили в 1945 году и построили новый глобальный порядок. Миттер приводит пример министра иностранных дел Китая Ван И, который пытался напомнить аудитории в феврале, что его страна одной из первых подписала Устав Организации Объединенных Наций.

Путин аналогичным образом пытался подчеркнуть влияние России в своей статье к годовщине победы.

Если коллективную память применить для «политического использования», ни одна из сторон не хочет фактического обсуждения прошлого. Главное в этом случае просто спроектировать «правильную идею» для народа. История на самом деле является очень опасным инструментом «в неправильных руках», резюмирует издание.