Месяцами перспектива начала ядерной войны на Корейском полуострове казалась очень реальной. И то, что США и 3 могут скоро начать говорить друг с другом, кажется облегчением.
Шквал дипломатических усилий проложил путь для этих переговоров. Северокорейские атлеты и болельщики посетили зимнюю Олимпиаду в Пьйончане, чиновники Южной Кореи посетили Пхеньян и встретились с Ким Чен Ыном.
Однако, когда северокорейский диктатор 6 марта допустил, что переговоры могут закончиться демонтажем ядерного арсенала КНДР, дипломаты были удивлены.
Об этом пишет The Economist, добавляя, что политика администрации Дональда Трампа в отношении КНДР под лозунгом "Максимальное давление и взаимодействие" была сконцентрирована только на давлении. И вот появился шанс попробовать добавить немного взаимодействия. Наверное, это правильно. Но опыт указывает на океан скепсиса. В прошлом Северная Корея использовала ядерные переговоры для того, чтобы выторговать уступки и деньги в обмен на обязательства, которые она потом не выполняла. Ким Чен Ын, который получил "трон" от своего деспотичного отца и деда, мог унаследовать и их двуликость.
Несмотря на свое позерство в духе "мачо", Ким Чен Ын испытывает действие санкций, введенных США в наказание за испытания ракет и ядерного оружия. Китай, не желая рисковать падением северокорейского режима, ограничил свое давление, но новые ограничения ООН тоже дали результат. Одним из сигналов было то, что Пхеньян сократил масштабы военных учений зимой с целью сэкономить топливо в то время, как импорт нефти и нефтепродуктов в дефиците.
Слухи в Вашингтоне о стратегии "разбитого носа", которую могут применить против режима Кима за ядерные и ракетные испытания, тоже могли привлечь внимание диктатора. В администрации отказываются открыто говорить в таком тоне, но Ким Чен Ын не может полностью отбросить то, что президент Дональд Трамп решится на превентивный удар по северокорейским ядерным объектам. Коммунистический "царь и бог" знает, что ему придется ответить и, несмотря на все дерзкие заявления, он хорошо знает, что эскалация может привести к уничтожению и его самого, и режима. Когда Трампа спросили, что заставило Ким Чен Ына сесть за стол переговоров, он ответил: "Я". Как не странно, но не исключено, что он в этот раз прав.
Вместе с тем, северокорейский диктатор пойдет на эти переговоры с позиции силы. У него уже есть ракеты, способные нанести удар по США. И скоро у него могут появиться термоядерные боеголовки, которые на эти ракеты можно установить. У него также есть неядерная огневая сила, способная разрушить столицу Южной Кореи - Сеул. Поэтому никто с ним не хочет воевать.
Издание сомневается, что переговоры между США и КНДР вряд ли к чему-то приведут. Когда Ким Чен Ын говорит об отказе от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, он имеет в виду вывод американских войск из Южной Кореи и начало процесса объединения корейских государств на его условиях. Этого не произойдет, потому что Южная Корея вряд ли согласится объединяться с Севером под руководством тирана. Но Ким Чен Ын все же надеется отделить Юг от американского союзника при помощи предложений, которые понравятся Сеулу. В частности, он может предложить открыть новые линии коммуникации, объединить разделенные семьи и начать сотрудничество в гуманитарных проектах. Кроме того, он будет делать ставку на создание условий, чтобы у Китая и России были оправдания для ослабления санкций.
США стоит показать союзникам и Китаю, что они готовы к диалогу. Но при этом указать на то, что требования КНДР для проведения денуклеризации Корейского полуострова неприемлемы. Впрочем, даже если результатом переговоров будет уменьшение напряжения и сокращение риска вспышки войны из-за ошибки, их стоит проводить.
Напомним, 5 марта северокорейский диктатор Ким Чен Ын принял в Пхеньяне делегацию спецпосланников из Южной Кореи. Соответствующий прием стал первым за последние семь лет, с 2011 года, когда Ким Чен Ын пришел к власти.
Подробнее о политической ситуации на Корейском полуострове читайте в материале Виктора Каспрука "Олимпийское "спокойствие" Пхеньяна и Сеула" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".