Ирану удалось добиться постепенного снятия международных санкций, не закрывая своей ядерной программы, лишь ограничивая ее на определенный срок, сообщил заведующий отделом Национального института стратегических исследований Алексей Ижак в статье ZN.UA.
По его словам, сразупосле избрания президентом США, Дональд Трамп подверг ревизии соглашение ДНЯО как ущербное, "поощряющее дестабилизирующую экспансию Ирана за пределы его границ и дающее для этого дополнительный экономический ресурс".
Отмечается, что инспекции МАГАТЭ свидетельствовали, что Иран выполнял свою часть ядерного соглашения.
"Но сделка никак не запрещала тайные операции Ирана в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене. Они лишь усиливались, к раздражению других стран региона и США", - заявил автор материала.
В мае 2018 года США вышли из соглашения, вернув антииранские санкции.
Ижак отмечает, что такие шаги Ирана были, скорее, символическими.
"Они позволяли Франции и России убеждать остальных подписантов оставаться в рамках соглашения даже без участия США.
До начала последнего обострения Иран успел сделать четыре таких шага: первый - увеличил запасы урана низкого обогащения свыше 300 кг; второй - начал обогащение урана свыше 3,76% - до 4,5%; третий - запустил усовершенствованные центрифуги для исследовательских целей и увеличил запасы тяжелой воды свыше 130 тонн; четвертый - запустил подземный объект изотопного обогащения урана в Фордо. В то же время, эксперты МАГАТЭ выражали уверенность, что Иран не имеет намерений достичь уровня обогащения урана в 20%, который теоретически позволяет создать ядерное оружие", - написал эксперт.
Обострение американо-иранских отношений последних месяцев с нереализованными намеками на масштабную войну в регионе привело к предсказуемому обращению Ирана к теме ядерного оружия. Форма, в которой это было сделано, и полученный Ираном ответ говорят о том, что стороны склонны договариваться.
Подробнее об американо-иранских отношениях читайте в материале Алексея Ижака "Иранская ядерная сделка Трампа".