В последнее время правительства многих стран активно интересуются проблемами изменения климата и объявляют о своих «климатических целях». Япония заявила о том, что «вступит в борьбу» с выбросами парниковых газов. Китай пообещал, что сведет к нулю выбросы углерода к 2060 году. В марте Европейский Союз обнародовал собственные климатические цели. Великобритания и Франция закрепили свои климатические цели на законодательном уровне. Если новым президентом США станет кандидат от Демократической партии Джо Байден, то США также, скорее всего, начнут свою борьбу с проблемой изменения климата, пишет журнал The Economist.
Однако, климатические цели легче установить, чем реально достичь. Сегодня около 85% мировой промышленной энергии происходит от ископаемого топлива.
Если мир слишком резко начнет отказываться от использования ископаемого топлива, это может привести к огромным экономическим потерям. Однако, реализация климатических целей требует огромных изменений в способе получения и использования энергии. А для того, чтобы эти изменения начались, необходимо будет прибегать к ряду нововведений.
«Мировая инновационная машина» любит «хвастаться» своими успехами. Цены акций компаний, которые поддерживают климатически нейтральные технологии, стремительно выросли.
Однако, слишком мало капитала направляется на инновации. Расходы на научно-исследовательские разработки обычно имеют три основных источника: венчурный капитал, государственные инвестиции и инвестиции энергетических компаний. Их совместные ежегодные инвестиции в технологии и инновационные компании, ориентированные на достижение климатической нейтральности, составляют более 80 млрд долларов. Для сравнения, это чуть больше, чем расходы одной мощной технологической компании, такой как Amazon, например.
Таким образом, одна из самых острых проблем в мире получает, пожалуй, лишь 4% от общей суммы глобальных расходов на научно-исследовательские разработки. Правительства многих стран рискуют не достичь установленных климатических целей.
Что можно сделать? Первым шагом является четкое распределение работы между правительствами и частным сектором. Правительства стран должны принимать участие в нескольких направлениях работы, поскольку энергетический рынок самостоятельно не сможет достичь отказа от использования ископаемого топлива. Также правительства должны поддерживать инвестиции в отрасль развития технологий, ведь многие проекты могут быть слишком рискованными или слишком масштабными, чтобы частные компании внедряли их самостоятельно.
На практике это фактически означает, что правительства должны инвестировать в отрасль новых, климатически нейтральных технологий. К тому же, государства должны проводить политику, которая поощряет переход к климатической нейтральности, а не отталкивает от него.
Установление налогов на выбросы углерода может стать важным шагом, который заставит компании нести ответственность за загрязнение окружающей среды и в конечном итоге, приведет к тому, что инвесторы начнут более умеренно распределять свой капитал.
Если демократа Джо Байдена изберут новым президентом США, он планирует потратить 300 млрд долларов на научно-технические разработки в течение четырех лет с акцентом на технологии возобновляемых источников энергии. На данный момент правительство США тратит на возобновляемые источники энергии меньше 7 млрд долларов в год.
Однако, даже несмотря на государственные инвестиции, частному сектору все еще принадлежит решающая роль в решении проблемы изменения климата. Инвесторам и предпринимателям лучше «коммерциализировать» новые идеи.
В последнее время все больше компаний и фондов рассматривают экологически чистые проекты, благоприятные для климата. Будущий энергетический переход станет одной из крупнейших бизнес-возможностей последующих десятилетий, резюмирует журнал.