16 января министр обороны Великобритании Грант Шаппс выступил с исторической речью. Местом, где он дал жесткую, но реалистичную оценку текущей ситуации в мире, стал особняк Ланкастер-хаус в сердце Лондона. Именно здесь Маргарет Тэтчер в 1989 году высказала оптимистичную надежду, что глобальное противостояние между Западом и Востоком завершается. Однако прогноз бывшего премьера Великобритании оказался в целом ошибочным и ограниченным во времени.
Грант Шаппс констатировал: эра мира закончилась, наступило время предвоенного мира, которое в любой момент может стать временем глобальной войны. Запад должен быть готов к новым вызовам, чтобы сдерживать поднявших голову автократических врагов. И не только сдерживать, но и перехватить инициативу, становясь на защиту своих ценностей во всем мире. Развивать свои оборонительные мощности, укреплять сотрудничество, демонстрировать лидерство.
Все сказанное британским политиком актуально и демонстрирует глубокий уровень геополитического анализа. Однако сейчас не совсем понятно, готов ли современный Запад адекватно и решительно реагировать на новые угрозы. Способен ли он проводить активную политику сдерживания, как это было во время холодной войны? Отнесутся ли серьезно к тезисам Гранта Шаппса западные политические элиты? Основания для сомнений есть. И они весомые.
5 марта 1946 года в Фултоне выдающийся английский политик Уинстон Черчилль дал точную оценку процессам, происходившим в Европе после разгрома Третьего Рейха. СССР во главе со Сталиным не скрывал экспансионистских намерений и старался расширить сферу своего влияния на всю Европу. Бывший руководитель британского правительства предупредил: чтобы остановить наступление коммунизма, нужно объединить усилия. Ведь Россия понимает и уважает только язык военной силы. И стремится к неограниченному распространению своей власти и идеологии на планете. Это событие принято считать началом холодной войны, которую Запад в конце концов сумел выиграть. Но еще за несколько дней до исторического выступления Черчилля заместитель посла США в СССР Джордж Кеннан направил телеграмму в Вашингтон, где указал, что сотрудничество с Советским Союзом невозможно и что Кремль понимает только язык силы. Эти взгляды легли в основу американской политики сдерживания.
12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн провозгласил внешнеполитическую доктрину, направленную на противодействие распространению советского влияния и оказание помощи правительствам Греции и Турции, которым угрожал приход к власти коммунистических сил. Доктрина Трумэна предусматривала постоянное давление на СССР и поддержку стран с демократической формой правления. В том же году США предложили государствам Западной Европы программу экономической поддержки, которая получила название «план Маршалла». Условием получения финансовой помощи было исключение коммунистов из состава национальных правительств. Резолюция Ванденберга, принятая Конгрессом США в июне 1948 года, зафиксировала отказ Америки от политики изоляционизма.
В 1948 году Запад не отступил во время организованной СССР блокады Западного Берлина. Целью Советского Союза было сорвать создание западнонемецкого государства. Но шантаж не удался. Блокада прекратилась в мае 1949 года. В том же году был создан военно-политический блок НАТО, главная цель которого заключалась в защите от возможной агрессии со стороны коммунистического лагеря. В 1950 году коммунистический северокорейский режим при поддержке СССР и Китая вторгся на территорию Южной Кореи. США направили свою армию на защиту правительства Республики Корея. Полуостров стал ареной негласного военного противостояния двух блоков. В итоге кровопролитные военные действия завершились делением Кореи на две части.
Способность Запада успешно противостоять коммунистическому блоку основывалась на нескольких составных частях. Тогдашние западные политические элиты осознавали уровень опасности, которую несет СССР и его идеология. Они были лишены иллюзий, что Советский Союз можно остановить пустыми декларациями и высказыванием глубокого беспокойства. Лидеры государств западного блока не раз демонстрировали способность действовать решительно и жестко в рамках реализации доктрины сдерживания, в частности с использованием военной силы. Коммунистические прокси, существовавшие в странах Запада, вообще не имели значительной общественной поддержки. Несмотря на внутренние политические расхождения, в странах западной демократии бытовала единая позиция непринятия коммунистической идеологии. И это не было вопросом дискуссий и обсуждений. В конце концов, Запад демонстрировал уверенность в своей правоте. Значительно более высокую веру в свои ценности, мировоззрение и мораль. В то, что западная цивилизация, несмотря на ее некоторые недостатки, способна предложить человечеству лучшую альтернативу и привести к процветанию и достойной жизни по возможности большее количество наций и граждан.
Нынешняя геополитическая ситуация и состояние дел в странах условного западного лагеря существенно отличаются от середины прошлого века. Сегодня западные политические элиты не демонстрируют достаточного уровня единства в оценке глобальных вызовов. Выступление Гранта Шаппса теоретически может стать толчком, который заставит Запад пересмотреть свою политику. Сбросить оцепенение и начать действовать решительнее. Но никаких гарантий того, что это произойдет, нет.
После Второй мировой войны США отказались от политики изоляционизма и взяли на себя почетную миссию возглавить свободный мир в его противостоянии тоталитаризму. И сейчас Вашингтон не очень охотно выполняет свою роль и время от времени демонстрирует ностальгию по временам, когда Америка занималась исключительно внутренними проблемами. Нехватка лидерства и политиков, способных брать на себя ответственность и инициативу, — одна из черт современных политических элит Запада.
Агрессия России, которая началась еще в 2008 году вторжением в Грузию и продолжилась аннексией Крыма и войной в Украине, обусловлена в частности и неспособностью Запада реагировать должным образом. Доктрина активного сдерживания, которая успешно работала раньше против значительно более мощного и более опасного коммунистического лагеря во главе с СССР, в XXI веке оказалась невостребованной. Вместо этого Запад вернулся к попыткам умиротворить агрессора. Ослабление позиций Запада и уменьшение его решительности отстаивать мир, основывающийся на международном праве и справедливости, ощутили все. От России, Ирана, Китая, КНДР до хуситов, которые проводят пиратские набеги и не боятся атаковать военные корабли США и союзников в Красном море.
В западных странах действует много политических сил разных спектров, которые так или иначе связаны с Россией. Так было и во время существования социалистического лагеря. Отличие от эпохи холодной войны в том, что эти силы в отдельных странах не просто имеют крепкие политические позиции, но кое-где даже находятся у власти. Или же претендуют на власть. А еще они представляют разные политические фланги — от крайне левых до крайне правых. Или же являются просто популистами с очень шаткой системой взглядов. Будут ли они поддерживать общую линию на сдерживание блока мировых автократий? Или, скорее, все-таки попробуют объясниться с ними?
Кроме того, Запад серьезно ослабел идеологически. Ценности, которые дали ему возможность стать успешным и доминировать на планете, уже не являются ценностями для значительной части общества. Образовательные заведения Америки и Европы стали центрами распространения разных левых идеологий и серьезной индоктринации молодежи. Исследование политических убеждений профессоров в США, проведенное в 2007 году, показало, что 18% профессоров-социологов считают себя марксистами. Согласно опросу 2017 года, большинство американских миллениалов предпочитает жить в «социалистической, коммунистической или фашистской стране, чем в капиталистической». По результатам опроса Gallup в 2022 году, 51% людей в возрасте 18–29 лет в США, Канаде, Великобритании и Австралии одобряют социализм.
Западным обществам активно навязывается комплекс вины белой расы за все планетарные грехи. Культурные войны, критическая расовая теория, наука социальной справедливости, гендерная идеология и агрессивные попытки переписать историю разрывают социальную ткань западной цивилизации. В США большую огласку получил «Проект 1619» — ревизионистская историографическая работа, где критически рассматриваются традиционно уважаемые личности и события американской истории, включая патриотов американской революции, отцов-основателей, а также более поздние фигуры, такие как Авраам Линкольн. Суть концепции сводится к тому, что основным мотивом создания США и провозглашения независимости 1776 года было сохранение рабства. А вся американская история построена на системном расизме и угнетении разных групп и меньшинств.
Промышленный, научный и технологический потенциал государств свободного мира и сейчас значительно превышает показатели стран, которыми руководят диктаторы, и где господствует авторитаризм. Но Запад проигрывает им в решительности и не является игроком, формирующим повестку дня на глобальной арене. Он, скорее, реагирует на вызовы, иногда с опозданием. Сможет ли морально ослабленная западная цивилизация успешно соревноваться с диктатурами, которые не чувствуют никаких сомнений и мук совести на пути к достижению своих целей? Можно ли выиграть новую холодную войну, если не особо веришь в себя и ценности, которые защищаешь?