UA / RU
Поддержать ZN.ua

Год со дня убийства президента Гаити Жовенеля Моиза — убийцы и заказчики на свободе 

Каждый день жизни в самом бедном государстве Западного полушария — борьба за то, чтобы не быть убитым и не умереть с голоду. Расположенная на одном острове с Республикой Гаити Доминиканская республика — куда более благополучное государство, туристический рай. История же Республики Гаити — это история превращения рая в ад.

Прошел год с тех пор, как президент Гаити Жовенель Моиз был убит в своем доме, где его должен был охранять элитный спецназ. Власти так и не смогли установить и арестовать всех, кто организовал и финансировал убийство, а страна вошла в состояние свободного падения из-за роста насилия и экономического спада (хотя куда еще падать?)

Многие бегут с Гаити, совершая опасные плавания к соседним странам, сотнями набиваясь на хлипкие суденышки. “Каждый день — борьба. Это борьба за то, чтобы остаться в живых. Это борьба за еду. Это борьба за выживание”, — сказал корреспонденту Associated Press Гектор Дюваль, сантехник, который теперь водит мототакси, чтобы заработать больше денег, поскольку гаитяне боятся садиться в медленно движущиеся автобусы и рисковать быть убитыми враждующими бандами.

Убийства резко возросли, банды, сражающиеся за территорию вынудили тысячи семей покинуть свои дома. В то же время попытки сформировать коалиционное правительство в последние недели потерпели неудачу, а усилия по проведению всеобщих выборов зашли в тупик, заставив многих задуматься о том, куда движется Гаити.

Премьер-министр Ариэль Анри пообещал создать новый временный совет для организации всеобщих выборов, но этого не произошло. Парламента нет, потому что правительство не смогло организовать выборы в 2019 году, а покойный Моиз правил с помощью указов, прежде чем был убит.

Анри сам признал неопределенность, нависшую над расследованием убийства Моиза. Недавно он написал в Твиттере: “У меня неприятное ощущение, что те, кто задумал и профинансировал этот жуткий план, все еще бегают по улицам и все еще ускользают от нашей судебной системы”.

Выступая на памятном мероприятии в пятницу, он выразил решимость неустанно поощрять расследование до его завершения. А пока он говорил, сотни сторонников Моиза в футболках с требованием справедливости прошли маршем через столицу к дому, где он был убит, скандируя: «Жожо, мы никогда тебя не забудем!» Некоторые также требовали, чтобы Анри был арестован.

По подозрению в соучастии в убийстве Моиза арестовано более 40 человек, в том числе высокопоставленные полицейские и группа бывших колумбийских солдат. По крайней мере двое из трех подозреваемых, задержанных за пределами Гаити, были экстрадированы в США, где им предъявлены обвинения, в том числе в сговоре с целью совершения убийства или похищения людей за пределами Соединенных Штатов.

Многие родственники солдат в Колумбии требуют надлежащего судебного процесса и улучшения ужасных условий содержания в тюрьмах.

“Подолгу нет ни еды, ни питьевой воды”, — сказала Ассошиэйтед Пресс Натали Андраде, жена отставного полковника Хуана Герреро. Она посетила его в тюрьме в мае и была встревожена тем, насколько он похудел. За последние недели по меньшей мере восемь заключенных на юге Гаити, не связанных с делом Мойза, умерли от жары и недоедания.

Объединенное представительство ООН на Гаити отметило, что расследование, похоже, зашло в тупик, и призвало власти как можно скорее привлечь виновных к ответственности.

Государственный департамент США выступил с аналогичным заявлением, заявив, что он обеспокоен «ограниченным прогрессом» расследования, призвав власти Гаити обеспечить более строгую безопасность тех, кто занимается этим делом, и сохранность ключевых доказательств.

Вдова Моиза, Мартина, в этом месяце выступила с заявлением, в котором говорится, что она не будет присутствовать на каких-либо торжествах, организованных в четверг государством Гаити, «глава правительства которого подвергается серьезным подозрениям в (причастности) к убийству президента Республики”.

Анри отмахнулся от этих обвинений, но в прошлом году уволил главного прокурора, который попросил судью обвинить премьер-министра в убийстве и запретить ему покидать страну. Прокурор отметил, что Анри дважды разговаривал с ключевым подозреваемым через несколько часов после убийства. Подозреваемый остается на свободе.

Гаити — одна из самых бедных и нестабильных стран мира; самая бедная страна Америки, постоянно страдающая от голода, преступности, стихийных бедствий и государственных переворотов. В своём отчете за март 2019 года миссия ООН по поддержке правосудия в Гаити отметила, что «условия жизни гаитянского населения всё больше ухудшаются». В целом по стране, 5,5 % и 27 % людей находятся в чрезвычайных и продовольственных кризисных ситуациях, соответственно; 2,26 млн человек классифицируются как люди, не имеющие продовольственной безопасности “и нуждающиеся в гуманитарной помощи в связи с этим”.