Восстановление после шока, вызванного пандемией COVID-19 началось быстрее, чем ожидали аналитики. Это произошло благодаря научным и организационным достижениям, в частности разработке и массовому производству вакцин. Однако экономическое восстановление - это не только положительный момент, но и новые угрозы и вызовы, пишет Financial Times.
Наибольшую обеспокоенность вызывает сама пандемия. По состоянию на конец сентября 2021 года 58% населения стран с высоким уровнем дохода были полностью вакцинированы, против 36% в странах с развитой экономикой и лишь 4% в странах с низким уровнем дохода. Более половины стран мира не смогут вакцинировать в этом году 40 процентов своего населения.
Аналитики прогнозируют относительный успех в глобальной программе вакцинации, которая, по их мнению, должна помочь до конца следующего года взять под контроль COVID-19. Но медленное распространение вакцины увеличивает риск того, что новые варианты коронавируса разрушат эту надежду.
Восстановление экономики также вызывает ряд серьезных проблем. В целом экономическое восстановление должно быть стабильным, прогноз глобального роста в этом году составит 5,9%, а в следующем - 4,9%. Однако несмотря на это, аналитики прогнозируют значительные экономические шрамы во всем мире.
Наибольшие проблемы будут наблюдаться в странах Азии с развивающимся рынком (за исключением Китая). Для Латинской Америки сокращение экономики составляет 5 процентных пунктов, а для Китая - 2,1 процентного пункта. Однако для стран с высоким уровнем дохода (кроме США) сокращение ожидается на 0,3 процентных пункта.
В общем, COVID имеет наибольшее влияние на слабые страны и уязвимых людей. Частично это объясняется тем, что они пострадали от прямого удара, а отчасти потому, что они не имели возможности смягчить последствия пандемии, как с медицинской, так и с финансовой точки зрения. Таким образом, в государствах с высоким уровнем дохода и развивающихся странах наибольшая потеря рабочих мест была среди молодежи и низкоквалифицированных работников. Дети во всем мире пострадали от «сбоев» в учебе, но больше всего это коснулось бедного населения.
Несмотря на относительно стабильное экономическое восстановление, нынешний уровень занятости остается ниже уровня до пандемии. Вакансий хватает, но инфляционное давление усиливается. Это происходит в значительной степени из-за роста цен на сырье, особенно из-за энергетического кризиса. Кроме того, в течение длительного времени наблюдались перебои в цепях поставок.
Однако беспокойство вызывает то, что рост цен приведет к уменьшению реальных доходов населения, а также к тому, что наступит период стагфляции. Это проблема для центральных банков. МВФ говорит, что рынки труда остаются слабыми.
Однако, как отмечает МВФ, будущее еще более непредсказуемо, чем обычно, и большинство рисков имеют обратную сторону: появление новых вариантов вируса, постоянные несоответствия спроса и предложения, рост цен, потрясения в финансовом секторе.
Кроме этого, есть угрозы не только экономического характера: внутриполитическая нестабильность, климатические потрясения, разрушительные кибератаки, рост торговой и технологической напряженности; и, в худшем случае, разрыв отношений между Китаем и США или даже военный конфликт между ними. Против таких «всадников апокалипсиса» единственными спасителями могут стать ускорение кампании вакцинации и мощный скачок производительности.
Кроме того, все большую актуальность приобретает международное сотрудничество. Кризис, настолько глобальный, как пандемия и изменение климата, должен научить людей сотрудничать. Сигналами необходимого прогресса станут усилия по глобальной вакцинации, решительность защитить наиболее уязвимых людей от долгосрочного влияния COVID и амбициозная климатическая политика.
Согласно этим стандартам, внутренние обязанности центральных банков и министров финансов относительно просты. По мере выхода экономик из пандемии помощь должна быть более сосредоточенной.
Страны с высоким уровнем дохода не столкнутся с финансовым кризисом. Нельзя повторять преждевременные меры жесткой экономии. Фискальная поддержка должна быть высокой, где это необходимо. Между тем ряд центральных банков должны прекратить чрезвычайно слабую монетарную политику. Сбалансирование фискальной и монетарной политики помогло бы и населению, и экономике, резюмирует издание.
В течение десятилетия после финансового кризиса проблемой мировой экономики было отсутствие расходов. Обеспокоенные домохозяйства погасили свои долги, правительства ввели политику жесткой экономии, а осторожные компании сдерживали инвестиции. Теперь уровень расходов растет, поскольку правительства стимулируют экономику. Стремительный спрос настолько мощный, что предложение часто за ним не успевает. The Economist пишет, что глобальная экономика столкнулась с проблемой острого дефицита.