На следующей неделе 3 может оказаться в ситуации, когда ею руководит социалистическое правительство, не в состоянии профинансировать свои социальные обязательства перед населением и обеспечить нормальную инфраструктуру.
А частный сектор останется еще и без доступа к внешнему кредитованию. Нечто подобное переживал СССР в 1991 году незадолго до своего распада. Об этом на страницах Bloomberg пишет Леонид Бершидский.
"Как человек, переживший распад Советского Союза, я очень сочувствую грекам. Если 5 июля на референдуме они отвергнут предложения кредиторов, им, возможно, придется пережить то же, что и мы в свое время", - пишет обозреватель.
Он напоминает, что СССР пытался решить свои проблемы, начав печатать деньги. Это должно было не позволить уровню жизни в стране ухудшиться. Таким образом, номинальный доход советских граждан в третьем квартале 1991 года вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Одновременно Москва пыталась контролировать цены.
"Это привело к тому, что в магазинах исчезло почти все. Были введены талоны на основные товары, такие как мыло, чай, колбаса, крупы, водка и табак. Был и черный рынок, а также специальные магазины для иностранцев, где рассчитаться можно было только долларами США. В 1991 году один доллар стоил официально 1,75 рублей. А на черном рынке – 30 рублей", - напоминает Бершидский.
По его мнению, нечто подобное может произойти и в Греции. Если греки проголосуют против помощи со стороны ЕС, тогда вопрос с наличностью в стране станет очень острым. Зарплаты госслужащим могут заменить на какой-то свой аналог советских талонов, которые быстро будут терять свою стоимость.
Радикальное правительство может попытаться контролировать цены. После этого может начаться что-то вроде "шоковой терапии" в России, которая состоялась в 1992 году.
Обозреватель также обращает внимание на временный контроль капитала в Греции, который был введен в начале недели. По его мнению, фактически такой шаг делает экономику страны закрытой, как и в СССР в 1991 году.
"Страдания греков будут не такими сильными, как российские в свое время. Если туристы не перестанут ездить в Грецию, а они не перестанут, у греков будет больше возможностей получить твердую валюту, чем было у москвичей в 1992 году. К тому же, правительство Греции может не повторить некоторых ошибок Кремля, если не начнет выдавать крупные кредиты компаниям свеженапечатанными купюрами", - говорится в статье.
По мнению обозревателя, если греки на референдуме проголосуют "за" финансовую поддержку ЕС, тогда у правительства Ципраса есть причины нервничать, поскольку его могут отстранить от власти. А новое правительство будет более готов к компромиссам с кредиторами.
В это же время, издание Financial Times сообщило, что в ночь дефолта Греции Ципрас принял большинство условий кредиторов. В письме Брюссель он согласился провести реформы согласно условиям кредиторов в обмен на новый пакет помощи в 29,1 млрд евро.
Представитель МВФ Джерри Райс сообщил, что фонд не получил от Греции к 1 июля очередного платежа в размере около 1,5 млрд евро, чем фактически страна объявила дефолт.
За последние несколько недель кредиторы и греческое правительство обсудили самые разнообразные предложения для достижения соглашения. В частности, обсуждались различные суммы помощи, корректировались сроки ее оказания и условия реформ. Как передавалось, власть Греции через месяцы давления кредиторов согласились на компромисс по реформам в социальной сфере, на что кредиторы также немного смягчили свои требования. В конечном итоге правительство Ципраса отклонил и эти предложения.
После этого Еврогруппа отказалась продолжать программу помощи Греции к 5 июля (день референдума).
за день до дефолта Греция выступила с новой предложением о реструктуризации кредитов. Предложение Греции заключалась в желании продлить на два года финпомощь от ЕС в рамках Европейского механизма стабильности (ESM), параллельно с проведением реструктуризации внешней задолженности.