UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гонконг может потерять статус третьего финансового центра мира из-за закона об экстрадиции – эксперт

Китай душит свободу не только руками гонконгской администрации и запугиванием активистов, но и инициированием закона об экстрадиции.

За более чем двадцать лет общего сосуществования Китай пытается взять под контроль внутреннее содержание автономии Гонконга, при этом не нарушая внешнюю обертку модели "Одна страна, две системы". Это проявляется в значительной мере в стремлении влиять на руководящую верхушку региона, возглавляемую главой исполнительной власти. Его избирают 1200 членов Избирательного комитета, большинство которых считаются лояльными к "политической линии Китая", пишет в своей статье для ZN.UA эксперт по вопросам Восточной Азии Наталья Бутырская.

Автор отмечает, Администрация Гонконга в течение продолжительного времени балансировала между запросом общества на реализацию общего избирательного права и склонностью официального Пекина к косвенным выборам, однако в 2014 году недовольство общества переросло в массовые выступления под названием "революция зонтиков".

"Толчком стало решение Всекитайского собрания народных представителей в Пекине о введении нового избирательного законодательства, согласно которому главу администрации Гонконга следует избирать среди кандидатур, одобренных Коммунистической партией Китая. И хотя протестующим удалось добиться отказа от насаждаемых материком перемен, принцип проведения выборов остался прежним, а на выборах 2017 г. победила сторонница дальнейшей интеграции Гонконга с китайской политической системой Керри Лэм. Прийдя к власти, она заняла жесткую позицию по отношению к лидерам протеста за свободные выборы, которых заключили под стражу на 16 месяцев. Кроме того, правительство Гонконга усилило контроль над университетами и вузами (студенты были активными участниками "революции зонтиков"), основав университетские советы во главе с лояльными к себе представителями", - пишет Бутырская.

Эксперт добавляет, что несмотря на то, что в Гонконге, в отличие от Китая, ежегодно 4 июня свободно отмечают годовщину событий на площади Тяньаньмень, практикуют запрещенные на материке практики Фалуньгун, критикуют политику Китая и производят контроверсионные фильмы на запрещенные темы, сами жители отмечают усиление наступления на привычные для них свободы.

Участились случаи привлечения критиков Пекина к уголовной ответственности по обвинению в общественном неповиновении, притеснения СМИ, наказания активистов, выступающих за независимость Гонконга от Китая, пишет автор.

"В сентябре прошлого года правительство автономной территории даже прибегло к запрету Гонконгской национальной партии, которая пропагандирует идеи независимости от Китая, по официальной версии, в интересах национальной безопасности, под которой, согласно Основному закону, следует понимать "защиту территориальной целостности и независимости КНР". Также правительство Гонконга отказалось продлить визу репортеру Financial Times Виктору Милле после того, как он провел интервью с основателем этой партии Энди Чаном. До этого, в 2016 г., правительство дисквалифицировало шесть продемократических законодателей, которые получили места на выборах в Законодательный совет, поскольку во время принятия присяги они развернули флаг с надписью: "Гонконг - это не Китай". Чтобы оправдать основания для лишения мандата, перед самым вынесением приговора суда Китай внес изменения в Основной закон, что породило очередную волну недовольства сред гонконгцев незаконным вмешательством Китая во внутренние дела автономной территории. Однако едва ли не самый большой резонанс вызвала история с похищением офицерами безопасности материка пятерых гонконгских распространителей книг о китайских лидерах для осуществления правосудия над ними на территории Китая. В своих стремлениях контролировать антикитайские настроения в регионе Пекин душит вольнодумство не только руками гонконгской администрации и запугиванием активистов, но и инициированием упомянутого закона об экстрадиции. Если этот закон примут, Гонконг не только потеряет весомую часть своих автономных прав, но и понесет урон как международный деловой центр, ведь кто угодно в Гонконге сможет попасть в руки жесткой системы китайского правосудия, которое позволяет смертную казнь, практикует пытки в тюрьмах и неаргументированные аресты", - резюмирует Бутырская.

Подробнее о массовых протестах в Гонконге читайте в статье Натальи Бутырской "Гонконг: территория свободы под китайским колпаком" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".