UA / RU
Поддержать ZN.ua

Gazeta Wyborcza: Смерть главы МИД Беларуси – настоящая загадка, стоит ли за ней Кремль?

Польский обозреватель объясняет, какую пользу могла бы принести Москве неожиданная смерть верного соратника Лукашенко.

Смерть 64-летнего министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея спровоцировала волну спекуляций о том, с какими еще потерями столкнется Минск. Покойный министр был одним из ближайших соратников Александра Лукашенко. Его называли «белорусским Макиавелли».

Чиновник, верно служивший диктатору более 20 лет, неожиданно скончался в субботу дома. Макей не болел, родные считали его вполне здоровым. Во всяком случае, он был очень активным.

Еще в пятницу Владимир Макей встречался с апостольским нунцием, еще днем ранее он вернулся из Казахстана, где состоялся саммит ОДКБ, закончившийся скандальным протестом Армении, - пишет в своей статье бывший московский корреспондент Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович. Он напоминает, что многих удивила поездка белорусского министра в Астану, потому что он отправился туда не вместе с Лукашенко, а отдельно, транспортным военным самолетом. Поэтому возникли подозрения, что Макей впал в немилость диктатора. И это может стоять за его неожиданной смертью.

Читайте также: Кремль готовит ликвидацию Лукашенко, чтобы контролировать белорусскую армию – Институт Роберта Лансинга

Но Радзивинович отмечает, что более сильные аргументы приводят сторонники предположения, что глава белорусского МИД умер от «длинных рук Москвы». Они указывают на то, что во время пятничной встречи с нунцием Макей говорил не только о двусторонних отношениях с церковью, но и о мирном плане для Украины.

«Макея, чью фамилию кремлевский политолог Сергей Марков пишет как «Маккей» (потому что это звучит по-англосаксонски), считали в Москве связующим звеном между Лукашенко и Западом. А нунций Анте Юзич был хоть последним, но хорошим накалом этой связи», – пишет польский журналист.

Белорусский диктатор доверил талантливому дипломату нелегкую миссию вести внешнюю политику так, чтобы с одной стороны получать солидную плату от Москвы за демонстрацию верности, а с другой - получать выгоду от Запада, намекая, что мог бы перейти на его сторону.

После того, как Лукашенко в 2020 году жестоко подавил оппозицию, эта игра должна была окончательно закончиться на радость Кремля. Но Макей пытался ее вести дальше, хоть и не по собственной инициативе. Его шеф упорно уклоняется от «окончательной продажи души и территории московскому дьяволу».

«Кроме того, в Москве могли опасаться, что верный Макей может стать белорусским Касим-Жомартом Токаевым, который тоже был хитрым дипломатом и ловко подсидел «вечного» лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева, а теперь сближает свою страну с Китаем, а не с Россией», – говорится в статье.

Читайте также: Российские генералы прибыли с инспекцией в Беларусь – СМИ

Другая «теория заговора» говорит, что после расправы над министром пришла пора покончить и с самим Лукашенко. Блогеры, в частности Анатолий Несмиян, пишут, что Лукашенко испуган. И из-за страха покушения он сменил поваров, охрану и обслугу в своей резиденции. Бывший главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов пытается объяснить конспирологам, что в жизни случаются случайности. Он указывает на то, что Макей годами жил в постоянном напряжении. А в таких условиях инфаркт вполне возможен. По мнению Венедиктова, факт в том, что Путин сегодня «имеет большой аппетит к белорусскому пушечному мясу, которое ему очень нужно на украинском фронте». Обладателю Кремля нужен быстрый успех, который сделал бы празднование 100-летия со дня основания СССР (30 декабря) хотя бы немного светлее. Но армия Украины сделала так, чтобы Путин не мог на это рассчитывать. Поэтому какой-нибудь очередной важный шаг к интеграции Беларуси с Россией мог бы стать определенным заменителем военного успеха.

«Упрямый Лукашенко мешает этому. А чем он слабее, например после потери важного соратника, тем лучше для Москвы», – говорится в статье.