UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: В Китае растет недоверие к России, идет пересмотр отношений с Путиным

Пекин хочет улучшить отношения с Западом, а «безграничная дружба» с Кремлем уже не кажется столь выгодной, как раньше.

Китай стремится улучшить отношения с некоторыми странами на Западе после периода, в течение которого страна иногда чувствовала себя не комфортно изолированной. Главным образом, Пекин хочет сосредоточиться на связях с Европой, сильно пострадавших из-за китайской поддержки своего партнера - России - после того, как Москва развязала войну против Украины.

«С дипломатической точки зрения Пекин надеется, что он не станет врагом для каждой страны на Западе. Также он не хочет, чтобы сложилось впечатление, будто он изолирован на многосторонних форумах», - сказал Financial Times эксперт по Китаю в аналитическом центре Chatham House Юй Цзе.

«Российская неудачная военная авантюра в Украине сильно сократила выгоду от инвестиций Пекина в двусторонние отношения с Москвой», – добавил эксперт.

Читайте также: NYT: Китай не может ни помочь России, ни бросить ее

Си Цзиньпин и Владимир Путин недавно пообещали, что углубят двусторонние связи. Но несколько китайских чиновников в приватных разговорах с Financial Times пытались пролить свет на то, как Пекин и Москва относятся к вопросу Украины. Этот сигнал был повторен и некоторым европейским дипломатам. Некоторые высказывались резко.

«Путин сумасшедший. Решение о вторжении было принято очень малой группой людей. Китай не должен просто следовать за Россией», – сказал китайский чиновник на условиях анонимности.

Financial Times пишет, что Пекин начнет свою дипломатическую перезагрузку с переоценки, насколько выгодны его тесные отношения с Москвой. Китай теперь считает, что Россия, скорее всего, не сможет одолеть Украину и после конфликта станет "слабой силой". Ее экономическое и дипломатическое значение на международной арене сильно снизится, - сказали изданию китайские чиновники.

«Вдобавок, несмотря на все публичные заявления о дружбе, в частных разговорах китайские представители выражают, по крайней мере, определенное недоверие к самому Путину», - пишет Financial Times.

За последние 9 месяцев пять высокопоставленных чиновников Китая в разные моменты во времени сказали изданию, что Москва не сообщила Пекин о своих намерениях начать широкомасштабное вторжение в Украину. Такие утверждения идут в разрез с сложившимся впечатлением ввиду совместного заявления Китая и России за 4 февраля после встречи Си Цзиньпина и Путина. Оно провозглашало «безграничное китайско-российское сотрудничество… без запретных зон». И это произошло всего за 20 дней до того, как Россия атаковала Украину.

Стенограмму разговора лидеров никто не публиковал. Поэтому нельзя точно сказать, о чем говорили Си Цзиньпин и Путин. Однако, один чиновник рассказал Financial Times, что российский президент «не исключал возможности, что Россия предпримет любые меры, если сепаратисты на востоке Украины атакуют российскую территорию и повлекут за собой гуманитарную катастрофу». Это было ближе всего к тому, что можно было бы понять, как предупреждение о намерении начать вторжение.

Читайте также: США предупреждают Китай о последствиях в случае сотрудничества Пекина с Москвой

Китайская сторона расценила эту реплику как сигнал о потенциальной возможности ограниченного военного вмешательства, а не начала полномасштабного вторжения, - сказали китайские чиновники. Доказательством того, что Китай не понимал российские намерения, стало увольнение в июне Ле Юйчена, который на момент начала вторжения был заместителем министра иностранных дел КНР. Его считали главным экспертом по России в дипломатическом ведомстве страны. Считалось, что Ле Юйчэн, скорее всего, станет следующим министром иностранных дел Китая. Но сейчас он занимает должность заместителя директора Национального управления радио и телевидения.

«Ли понизили на две ступени в структуре власти. Его считали ответственным за разведывательную неудачу по поводу российского вторжения», - сказал неназванный собеседник Financial Times.

Не зависимо от того, что на самом деле Путин сказал Си Цзиньпину, в частных разговорах китайские дипломаты, пытающиеся реабилитировать свою страну в Европе, неоднократно настаивали, что Пекин ничего не знал о намерениях Москвы по вторжению в Украину. Другой аспект стратегии Китая по улучшению отношений с Западом – это попытка выставить себя не только как потенциального миротворца, но и участника послевоенного восстановления Украины, – говорят китайские чиновники. Си Цзиньпин в своих репликах к Путину сам пытался занять позицию лидера, поддерживающего мир.

«Путь к миру не будет прост. Но пока прилагаются усилия, перспектива мира будет всегда существовать. Китай продолжит придерживаться объективной и справедливой позиции, будет работать над объединением международного сообщества и будет играть конструктивную роль в мирном урегулировании украинского кризиса», – сказал китайский лидер.

Читайте также: Си Цзиньпин на встрече с Медведевым заявил, что Китай хочет переговоров по Украине

Также Financial Times пишет, что Пекин пытается убедить Европу, что он может помочь в том, чтобы не позволить Москве применить ядерное оружие против Украины. И это может сработать в качестве мотиватора в европейских столицах.

«Китай всегда был против применения ядерного оружия. Но когда Си Цзиньпин говорит такие вещи европейским лидерам, он хочет подчеркнуть определенную дистанцию от России», – сказала глава Китайского центра 21-го века в Калифорнийском университете в Сан-Диего Сьюзан Ширк.

Financial Times отмечает признаки того, что такой подход работает в пользу Пекина.

«Китайско-европейские отношения значительно улучшились, потому что Европа не продвигает отчуждение Китая и требует стратегической независимости», – сказал директор Центра европейских исследований в Фуданском университете в Шанхае Дин Чун.