UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT назвала Венесуэлу забытой неудачницей 2018 года

Учитывая ее ресурсы, страна должна быть одной из самых богатых в Латинской Америке.

В течение этого года на энергетическом рынке было много разочарований и неосуществленных задач, пишет газета Financial Times. В начале года издание перечислило четыре основных темы, на которые стоило обратить внимание в 2018-ом:

• Возобновляемые источники энергии, несмотря на продолжающееся снижение их цен, не смогли занять доминирующую позицию на рынке. Углеводороды остаются основным источником энергоснабжения.

• Переход Китая к экономике с более низким уровнем выбросов углерода замедлился. После двух лет спада потребление угля снова возросло.

• Политическая ситуация в Саудовской Аравии не стабилизировалась, а убийство журналиста Джамаля Хашогги в Турции лишь напомнило миру об опасностях концентрации власти в руках наследного принца Мухаммеда бин Салмана.

• Возможно, единственной истинной историей успеха стало продолжающееся увеличение производства сланца в США – согласно официальным данным, общая добыча нефти возросла на 2 миллиона баррелей в день в годовом исчислении. Этот всплеск производства способствовал сохранению низких цен – чуть более 60 долларов за баррель Brent, это немного ниже, чем 12 месяцев назад.

Но события в Венесуэле также заслуживают внимания. Спустя почти 20 лет после прихода к власти Уго Чавеса, Венесуэла продолжает переживать кризис. Добыча нефти снизилась с более 2,2 млн баррелей в сутки в январе до 1,1 млн баррелей в сутки в ноябре. В сравнении с пиковой добычей нефти в стране - почти 3,5 млн баррелей в сутки в 1998 году, это падению составляет более 68%. Венесуэльская экономика стагнирует. Страна все еще отказывается предоставлять данные об уровне ВВП и инфляции, несмотря на неоднократные запросы международных организаций и риска дефолта из-за суверенного долга Венесуэлы. Неспособность Венесуэлы производить выплаты держателям облигаций может в течение нескольких месяцев привести к потере одного из ее основных активов – международной торговой компании Citgo.

Страна, которая должна быть одной из богатейших в Латинской Америке, учитывая ее обширные нефтяные и минеральные ресурсы, включая золото, бокситы и алмазы, в настоящее время является одной из самых бедных.

Продовольствия не хватает, и, помимо оттока интеллекта, Венесуэла сталкивается с кризисом беженцев – люди пытаются мигрировать в соседние страны, такие как Колумбия и Бразилия. Согласно данным Брукингского исследовательского института, за пределы страны выехали более трех миллионов венесуэльцев, в том числе миллион в Колумбию.

Мигранты включают в себя как людей, живущих за чертой бедности, так и квалифицированных рабочих, от которых зависит экономика. Среди них множество сотрудников нефтяной компании PDVSA, владельцем которой является правительство Венесуэлы. То, что осталось от венесуэльской экономики, продолжает развиваться исключительно благодаря российским займам. В обмен на них Москве разрешается создать военную базу в Венесуэле.

В Каракасе не было смены режима – Николас Мадуро остается у власти. Одной из причин этого являются репрессии, проводимые его правительством. Факт в том, что Венесуэла перестала отыгрывать важную роль на мировом рынке нефти. США больше не зависят от импорта венесуэльской нефти. Международные компании хотели бы вернуться на венесуэльский рынок, но не будут делать серьезных инвестиций, пока у власти остается действующее правительство.

Нефтяной рынок столкнулся с потерей венесуэльского экспорта и значительным сокращением поставок из Ирана из-за санкций США. Обозреватель FT отмечает, что большую часть года ожидалось, что события в Венесуэле будут формировать нефтяной рынок и повлияют на повышение цен, но это мнение было ошибочно.

Трудно предсказать, как этот баланс изменится в 2019 году. Рынок нефти научился обходиться без Венесуэлы. Это означает, что политические проблемы страны вряд ли будут решены благодаря внешнему вмешательству.

Следующая "боливарианская революция" должна произойти внутри страны. Пока этого не произойдет, и без того трагическая ситуация в Венесуэле может только ухудшиться.

Напомним, в ноябре США ввели новые санкции против режима Мадуро в Венесуэле. В частности, Трамп подписал указ о запрете транзакций по венесуэльским долговым обязательствам. МВФ прогнозирует, что до конца 2018 года инфляция в Венесуэле составит миллион процентов. Падение ВВП составит 18%. Позднее Евросоюз возобновил широкие санкции против Венесуэлы. Санкции включают эмбарго на поставки оружия и запрет на поездки, замораживание активов 18 должностных лиц, ответственных за нарушения прав человека, за подрыв демократии и верховенства права.