Существует одна веская причина, почему пройдут месяцы, а возможно даже большая часть года, прежде чем Украина получит первые танки M1A2 Abrams от США. Компания General Dynamics Land Systems (GDLS), занимающаяся производством этих машин, должна демонтировать уран из брони и заменить его вольфрамом.
Впрочем, оба материала не так уж легко найти, - пишет Forbes. Компания GDLS занимается производством танков на государственном заводе в Лиме, штат Огайо. Выпуск нового M1A2 длится шесть месяцев. А за неделю компания может переоборудовать и модернизировать три танка, взятых из запасов Армии США. Каждая такая боевая машина имеет обедненную урановую смесь в броне.
Обеденный уран – это побочный продукт ядерной промышленности. В США он входит в сферу компетенции Минэнергетики, а значит, подпадает под действие решения министерства, которое запрещает экспорт таких материалов. Не все согласны с тем, что такой запрет необходим. Еще в 1986 году Счетная палата США подвергала сомнению решение.
«Министерство энергетики должно разработать более объективные критерии, которые обеспечат гибкость, в то же время лучше отвечая установленным целям ядерного нераспространения», – говорилось в оценках американской Счетной палаты.
Впрочем, пока решение Минэнергетики остается без изменений. Поэтому из танков Abrams нужно убрать уран, заменив его чем-нибудь другим, прежде чем американское правительство сможет продать или подарить боевые машины другой стране.
«Что-то другое» – это вольфрам. Этот очень твердый материал играет ключевую роль в экспорте американских танков. Когда США продают танки M1 Abrams своим союзникам, они платят GDLS, чтобы компания заполнила вольфрамом стальные "карманы" на передней части башни танков, а в случае некоторых моделей также и на передней части корпуса. Работа требует много времени. Ситуацию усугубляет и то, что GDLS имеет фактическую монополию в этом процессе.
«Сейчас GDLS – это единственный подрядчик, у которого есть необходимые средства бронирования и производственное оборудование, способное обеспечить установление засекреченной брони на танки Abrams», – говорится в разъяснении, опубликованном правительством США.
Не до конца понятно, будет ли бронированный вольфрамом танк более уязвим к вражескому огню, чем тот, на который установлена броня с ураном. Оба материала очень плотные. Плотность стали составляет около восьми грамм на кубический сантиметр. В случае вольфрама и урана этот показатель составляет примерно 19 грамм. Но это не значит, что весь танк покрывают одним из этих блестящих металлов. Прежде всего, потому что их трудно достать. Обеденный уран – это побочный ядерный продукт. А вольфрам происходит из небольшого количества шахт в мире, большинство из которых расположены в Китае. Кроме того, обедненный уран может при определенных условиях гореть. И он достаточно радиоактивен и токсичен, чтобы это представляло угрозу для безопасности.
Вольфрам, в свою очередь, плотный, но хрупкий. Он может разбиться при ударе. В 1960 году Минобороны США изучало возможности внешней вольфрамовой брони. Тогда выводы разочаровали.
«Использование жесткого вольфрамового покрытия не кажется целесообразным для улучшения баллистических качеств брони», – говорилось в отчете.
Поэтому производители брони склонны совмещать истощенный уран и вольфрам, также сталь и керамику в многослойных продуктах. При этом сталь обычно расположена снаружи. Танки M1 Abrams, которые получит Украина, будут оснащены вольфрамовой броней, как и все другие боевые машины, которыми пользуется не американская армия. Впрочем, у них будет компания. По крайней мере, некоторые немецкие танки Leopard 2, которые Германия, Польша, Норвегия, Канада и другие страны собираются передать Украине, тоже имеют вольфрамовую броню.