Однако нефтяное эмбарго в отношении РФ, если решение о его введении и будет принято, начнет действовать не сразу, а после шестимесячного переходного периода. И даже в таком компромиссном варианте среди стран - членов ЕС у него есть противники, сообщает DW.
Германия, которая закупала и продолжает закупать в России значительную часть энергоносителей, поначалу была против, но теперь поддерживает инициативу председателя ЕК Урсулы фон дер Ляйен относительно введения нефтяного эмбарго. Немецкое правительство пришло к выводу, что сможет обойтись без российской нефти, как и без угля из России, эмбарго на который было включено в предыдущий, пятый, пакет санкций ЕС и начнет действовать в августе.
Германия зависит (или была зависимой) от нефти из России сильнее, чем многие ее западноевропейские партнеры по ЕС, но слабее, чем Венгрия, Словакия и Чехия, у которых нет выхода к морю и соответственно альтернативы трубопроводной нефти.
Тем не менее Еврокомиссия рассчитывает преодолеть сопротивление этих стран нефтяному эмбарго (в первую очередь Венгрии) за счет предоставления более длительного переходного периода и гарантий помощи со стороны других государств ЕС. В крайнем случае в Брюсселе не исключают и отхода от принципа консенсуса для принятия решения о запрете на импорт нефти из РФ.
В настоящее время европейские покупатели платят за российскую нефть примерно по 500 млн евро. В день! В долгосрочной перспективе доходы от экспорта нефти для России в три-четыре раза важнее, чем от продажи газа, считает, например, руководитель аналитической службы Raiffeisen Bank International Гунтер Дойбер. А по оценке концерна Wintershall Dea, имеющего давний опыт работы в РФ, примерно треть российского бюджета обеспечивает экспорт нефти, а экспорт газа - только 7%.
Россия - третий в мире производитель нефти и второй ее экспортер. Доля российской нефти в ее мировом потреблении составляет 5%, доля нефтепродуктов из РФ, то есть бензина, авиационного керосина и дизельного топлива - 10%.
С помощью нефтяного эмбарго ЕС намеревается лишить российский бюджет значительной части поступлений, опустошить "военную кассу" Путина и тем самым побудить Кремль прекратить военные действия в Украине и начать мирные переговоры.
Российский эксперт по энергетическим вопросам, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что нефтяное эмбарго ЕС будет иметь для России весьма плачевные последствия: "В 2021 году РФ добыла примерно 524 млн тонн нефти. Из них 108 млн тонн пошло в Западную Европу. Если этих 108 млн тонн не будет, это исчезновение, как минимум, 20% доходов от российской нефти…Поэтому это очень и очень серьезно, если не катастрофично".
Немецкие и европейские эксперты в этом отношении не столь категоричны. "Надежды на скорое изменение политики России в войне против Украины в связи с радикальными западными санкциями, скорее всего, не оправдаются", - полагает, в частности, эксперт по торговле немецкого Института мировой экономики (IfW) в Киле Рольф Лангхамер (Rolf Langhammer). По его словам, состояние госбюджета РФ, а также структурные особенности российской экономики создают условия для длительного существования основанной на самодостаточности военной экономики.
Гунтрам Вольф (Guntram Wolff), директор брюссельского аналитического центра Bruegel, обращает внимание на то, что сама дискуссия о нефтяном эмбарго и намеченный полугодовой переходный период привели к тому, что некоторые импортеры стараются закупить нефть, бензин и солярку про запас, что дополнительно взвинчивает мировые цены. А в результате, сетует Роберт Хабек, "Путин… продал в последние недели меньше нефти, но получил более высокую выручку".
Берлинская газета TAZ цитирует немецкого экономиста Йорга Шиндлера (Jörg Schindler): "Мировой рынок нефти - это система сообщающихся сосудов, поэтому Путин может быть уверен в том, что сможет продавать нефть другим странам. Ведь далеко не все страны участвуют в санкциях, подумайте хотя бы об Индии, Китае или Турции".
Найти замену европейским покупателям не так-то просто, заочно возражает Михаил Крутихин. Он напоминает, что "транспортных возможностей для отправки нефти в сторону Китая и вообще на восток, а тем более на юг, сейчас абсолютно никаких нет, все они уже исчерпаны". Несостоятельными считает надежды на Китай и президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Олег Буклемишев, "потому что у России попросту нет необходимой инфраструктуры в виде нефтепроводов, логистики, железной дороги, налаженных складских резервуаров".
Индия - тоже не вариант. "Это гигантские дополнительные транспортные расходы - из Балтики или из Черного моря нужно гнать танкеры через Суэцкий канал, а это дополнительные издержки, и конкурировать там с Персидским заливом, с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами по цене очень и очень сложно", - говорит Крутихин.
Тем более, что Индия настаивает на больших скидках и, по некоторым данным, не готова платить за нее больше, чем 70 долларов за баррель, то есть на треть ниже мировых. "Так что это не замена европейскому рынку", - констатирует Крутихин.