Впервые международные нефтяные компании публично подтвердили переговоры с Тегераном перед ожидаемым заключением сделки по иранской ядерной программе 30 июня, сообщает издание The Financial Times.
Заседания, которые были проведены в мае и июне, свидетельствуют о растущем интересе среди крупных нефтяных компаний к Ирану, который может похвастаться запасами нефти и газа. Он является третей страной в мире по количеству этих запасов. Но эта сфера в Тегеране нуждается в десятках миллиардов долларов иностранных инвестиций для реализации амбиций Ирана – желания удвоить производство к концу десятилетия.
Пресс-секретарь Shell заявил изданию, что его должностные лица встретились с коллегами в Тегеране в этом месяце, чтобы обсудить непогашенную задолженность со стороны Национальной иранской нефтяной компании. "Они также обсудили возможные направления для делового сотрудничества после снятия санкций", - говорится в статье.
Иран производит около 2,7 млн баррелей нефти в день. Но доклад энергетической консалтинговой компании Wood Mackenzie свидетельствует, что страна может увеличить производство к 2017 году на 600 тысяч баррелей при условии заключения сделки.
Как говорят эксперты, цены на нефть скорее всего упадут, если иранская нефть выдет на рынок в результате ослабления санкций. Управление энергетической информации США (EIA) предполагает, что цены на нефть могут упасть на $ 5- $ 15 за баррель в следующем году, если санкции против Ирана будут сняты.
Ранее издание The Wall Street Journal писало, что Иран предлагает Западу выгодное сотрудничество в нефтяной сфере в обмен на отмену санкций. По подсчетам издания, энергетический сектор Ирана нуждается в минимум $ 185 млрд инвестиций в течение следующих шести лет, сказал первый заместитель по нефти страны Амир Заманиния.
Большие американские нефтяные компании покинули Иран в еще 1979 году. Что касается европейских компаний, то, к примеру, на недавней международной конференции, главный исполнительный директор итальянской компании Eni Клаудио Дескалзи заявил, что его компания и другие не вернутся в Иран без улучшения контрактных договоренностей. "Мы потеряли так много денег, что мы должны изменить условия", - говорит он.
30 июня, как ожидается, будет заключена окончательная сделка с Ираном по ядерной программе.
В среду, 24 июня, издание The New York Times написло, что верховный лидер Ирана нивелирует предыдущие достижения в ядерных переговорах. В своем выступлении в прямом эфире государственного телевидения Ирана верховный лидер аятолла Али Хаменеи потребовал, чтобы санкции с Тегерана быть сняты, прежде чем страна покажет часть своей ядерной инфраструктуры и, прежде чем международные инспекторы проверят выполнение ею обязательств.
Али Хаменеи ранее исключил возможность проведения международной инспекции военных объектов Ирана, и выступил против предоставления доступа к ядерным ученым.