UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа стала более «осторожной» в сотрудничестве с США — The Washington Post

Опыт «трампизма» изменил стратегическое мышление Европы.

Новый американский президент Джо Байден начинает определять внешнеполитическую стратегию Америки, кроме этого, не менее важной задачей для Байдена будет попытка объединить «разделенную» Америку. После четырех лет трампизма новая администрация планирует перезагрузить как внутреннюю, так и внешнюю американскую политику. «Америка вернулась. Дипломатия вернулась», - сказал Байден. Теперь стоит ждать новой эры для США, пишет The Washington Post.

Байден заявил, что после телефонных звонков с многочисленными мировыми лидерами он и его администрация надеются "начать реформирование сотрудничества и восстановление основы демократических альянсов, пострадавших после четырех лет президентства Трампа".

Это сигнал, которого ждали много демократических стран. Байден уже присоединился к Парижскому климатическому соглашению, отменил выход США из Всемирной организации здравоохранения и пообещал большую помощь со стороны Америки бедным странам в борьбе с пандемией коронавируса.

Повторяя свою риторику предвыборной кампании, Байден также говорил о поддержке демократии в стране и за рубежом и о противостоянии самодержавному влияния однопартийной политической режимов.

"Американская власть должна правильно отреагировать на рост авторитаризма, включая решимость Китая в конкуренции с Соединенными Штатами и попытки России нанести ущерб нашей демократии", - сказал Байден, завершая свою речь и обещая вернуть США утраченное глобальное лидерство.

Нет сомнений, что большинство европейских лидеров испытывают облегчение на фоне смены власти в США и политического курса новой администрации. Но это не значит, что они будут поддерживать Байдена во всех аспектах его внешнеполитической стратегии. Ультранационализм бывшего президента Дональда Трампа и опыт Брекзита убедили чиновников в Берлине, Париже и Брюсселе в необходимости соблюдать независимый европейский подход и сохранять самостоятельность на международной арене, чтобы избавиться от избыточной зависимости от «американского зонтика безопасности».

В своем выступлении в четверг президент Франции Эммануэль Макрон приветствовал приход Байдена к власти в США, но настоял на своем видении "европейского суверенитета", где континент больше отвечает за собственную безопасность и решение «кризисов» в своем соседстве.

"Некоторые европейские лидеры могли решить, что изменение повестки дня с новой администрацией США должно ослабить нашу стратегическую автономию или, по крайней мере, уменьшить актуальность такой стратегии. Но я думаю, что так не должно быть", - сказал Макрон.

Опыт «сотрудничества» с Трампом изменил стратегическое мышление Европы. Драматический штурм Капитолия 6 января отражал не просто нестабильность политики США, но и предел, до которого внутренняя поляризация может привести внешнюю политику.

"Это показало, насколько хрупкой может быть демократия не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Уроком этого является то, что Европа должна больше концентрироваться на собственной солидарности", - сказала политический аналитик Анна Шталь.

Макрон сказал, что европейцы должны быть осторожными, попадая в ситуации, когда они зависят от американских решений, "поскольку любое демократическое решение США может руководствоваться американским внутренним подходом, внутренним порядком дня, и очевидно, интересами США, которые могут отличаться от европейских взглядов".

Возникает вопрос о подходе Европы к Китаю. Администрация Байдена рассматривает Китай как серьезного стратегического конкурента и в Вашингтоне постоянно говорят о построении оживленного союза демократий, который может более прямо противостоять Пекину. Но это не совсем то, чего хочет Европа.

"Я бы очень хотела избежать построения блоков. Я не думаю, что будет справедливо, если мы скажем, что это Соединенные Штаты, а это Китай, и мы объединяемся то вокруг одного, то вокруг другого", - заявила канцлер Германии Ангела Меркель на Всемирном экономическом форуме на прошлой неделе.

Макрон поддержал ее взгляды, аргументируя, что сценарий "где мы объединимся все вместе против Китая" будет "контрпродуктивным". В то же время он также отверг предположение, что европейцы рассматривают себя как равноудаленная или нейтральная сторона в растущем соперничестве между Китаем и США. По словам Макрона, Китай является "конкурентом" и "системным соперником", хотя он также может быть и "партнером" Европы, когда речь идет о глобальном сотрудничестве по изменению климата.

На практике, однако, нахождение баланса будет трудной задачей. На этой неделе одного из инициаторов Европейского «зеленого соглашения» Франса Тиммерманса раскритиковали за то, что он не поднимал вопрос нарушения прав человека во время телеконференции с вице-премьер-министром Китая Хань Чжэн при обсуждении вопросов климатической политики.

"Китай воспринимает это с конкурентной точки зрения. Если мы подойдем к этому с немного наивного, простого «климатического аспекта», китайская сторона нас перехитрит очень быстро", - говорит директор программы "Азия" при Европейском совете по международным отношениям Янка Ортелий.

Некоторые аналитики также раскритиковали инвестиционное соглашение ЕС и Китая, заключенного без консультаций с администрацией Байдена.

"Европа четко показала свои приоритеты. Уйгуры, Гонконг и растущие военные угрозы в Южно-Китайском море и вокруг него имеют гораздо меньшее значение для европейских политиков, чем их коммерческие интересы", - написал обозреватель Wall Street Journal Уолтер Рассел Мид.

«Это соглашение с Китаем показывает для Байдена более глубокую проблему: не европейскую силу, а слабость», - писал редактор The Atlantic Том Мак-Тейге.

Макрон отверг такую ​​критику. По его словам, пакт ЕС и Китая "не является трансформационной сделкой". Это гарантирует Европе важный доступ к китайскому рынку и учитывает обязательства Китая по соблюдению правил международного сотрудничества. Макрон назвал это соглашение «проверкой добросовестности Китая на практике».

Читайте также: У Байдена определили тактику в отношении России

Джо Байден принес присягу президента США и официально стал 46-м лидером Соединенных Штатов. На церемонии инаугурации Байдена к присяге привел главный судья Верховного суда Джон Робертс на Западном фронте Капитолия.

Присягу вице-президента США приняла Камала Харрис, которая стала первой в истории США женщиной на этом посту. 

О том, какие вызовы стоят перед Джо Байденом и его командой, читайте в статье Олега Шамшура "Горький привкус победы на фоне больших ожиданий".