Свое президенстство Дональд Трамп начал с того, что бросил вызов основным заповедям американских отношений с Европой. Он провозгласил, что НАТО "устарел", а выполнение Вашингтоном его обязательств относительно европейцев будет зависеть от того, союзники будут платить "честную часть" за оброну. Что Евросоюз оказывается не союзник, а соперник, который был "сформирован, в частности, для того, чтобы опередить США в торговле". Несмотря на пожелания европейских правительств, Трамп хвалил Brexit и делал сомнительные предположения относительно того, должен ли Евросоюз вообще дальше существовать. Во время избирательной кампании в 2016 году он жестко критиковал канцлера Германии Ангелу Меркель, но хвалил Владимира Путина, чья страна представляет главную угрозу для безопасности Европы. К либеральным ценностям, которые Европа и США традицонно разделяют, Трамп или безразличен, или откровенно враждебен.
Об этом на страницах лояльного к Демократической партии издание Washington Post пишет научный сотрудник Brookings Institution Джеймс Кирчик.
За последние 1,5 года Трамп сделал много шагов, чтобы разозлить европейцев. Он вывел США из Парижского климатического соглашения, признал Иерусалим столицей Израиля и пригрозил наложить пошлины на алюминий и сталь. А после его решения выйти из ядерного соглашения с Ираном, много кто начал говорить о смерти Трансатлантических отношений.
"Покойся с миром, трансатлантический альянс, 1945-2018", - написал Джеймс Трауб на страницах Foreign Policy.
"Пришло время Европе присоединиться к силам сопротивления", - говорилось в редакционной статье в Der Spiegel.
Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт назвал решения Трампа "массовой атакой" против Европы. Президент Европейского Совета Дональд Туск открыто объявил, что "с такими друзьями и врагов не надо". А в статье для New York Times бывшие чиновники администрации Барака Обамы, едва скрывая обиду, писали о том, что европейским правительствам нужно даже отозвать своих послов из Вашингтона и выдворить американских дипломатов.
По мнению автора, такие эпитафии по трансатлантическим отношениям безответственные и преждевременные. Несмотря на то, что Трамп, безусловно, сделал Америку менее надежным партнером, США и Европа до сих пор разделяют фундаментальные ценности и интересы. Такие печальные заявления игнорируют то, насколько европейский проект обязан своим существованием добропорядочности, самопожертвованию и опеке со стороны США. Европа и сейчас опирается на Вашингтон в вопросах безопасности.
Европейцы могут начать процесс демонтажа трансатлантического альянса, но это им дорого будет стоить. Провозглашение того, что связи между Америкой и Европой настал "капут", преувеличивает как сложность, так и печальность нынешней ситуации. Европейцы, по словам одного немецкого журналиста, верят, что в Белом доме появились те, кто ведет "подрывную миссию" против них. Хотя на самом деле победа Трампа мало касается Европу. Не многих сторонников американского президента интересует, сколько страны-члены НАТО тратят на оборону. Им безразлично, останется ли Британия в ЕС или нет. И они не считают взаимопонимание с Россией наивысшим приоритетом. Американцев гораздо больше интересовала жесткая позиция Трампа по иммиграции, его обещания сопротивляться глобализации и выступить против истеблишмента в Вашингтоне.
Историки будущего, вероятно, будут называть президентство Дональда Трампа переломным моментом в глобальном лидерстве Америки. Но пока еще преждевременно провозглашать смерть американских политических, экономических, стратегических и военных отношений с Европой, которые продолжались более 70 лет, только из-за победы на выборах одного человека.
Автор отмечает, что трансатлантические отношения не были идеальными и до Трампа. После распада СССР Европа потеряла центральную роль в геополитической конфронтации. Америка и европейские союзники начали отдаляться друг от друга. Эта ситуация была усилена Бараком Обамой, которого Европа вообще не интересовала. Через несколько месяцев после того, как он занял Овальный кабинет, Обама сделал ошибку, объявив "перезагрузку" отношений с Россией, выводя лидеров Восточной и Центральной Европы, включая бывших президентов Польши и Чехии Леха Валенсу и Вацлава Гавела. Они написали открытое письмо с предупреждениями, что "сегодня НАТО кажется слабее, чем тогда, когда мы к нему присоединились". А Россия возродилась в качестве ревизионистской силы, которая "продвигает повестку 19-го века методами 21-го".
Но и европейцы тоже частично виноваты в ухудшении трансатлантических отношений. Опросы, проведенные после российской аннексии Крыма, обнаружили, что большинство немцев отдают предпочтение нейтральной позиции, а не консолидации с западными союзниками. Исследование PeW через год после того показало, что большинство в Германии, Италии и Франции не хочет защищать союзника по НАТО, который гипотетически может стать жертвой России. И это более категорический отказ от солидарности с альянсом, чем любой комментарий Трампа. Автор также напоминает, что соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и США тоже так и не было подписано.
"Освободившись" от США, может ли Евросоюз найти другую силу, с которой можно будет вместе двигать мир вперед? Опросы, результаты которых были опубликованы на прошлой неделе, показывают, что лишь 14% немцев считают Америку надежным партнером, а 36% и 43% отдают предпочтение отношениям с Россией и Китаем соответственно.
"Ни один поступок Трампа не оправдывает убеждение, что режимы в Москве и Пекине более достойны доверия. Однако, преувеличенная риторика тех, кто продвигает нарратив в духе "Трамп уничтожает мир", лишь усиливает иллюзии европейцев. Для Европы не существует плана "Б". Искать сближения с Россией, как это делает Германия, не выход, учитывая то, как Москва подорвала европейских порядок в Украине и добивается развала всего ЕС", - пишет автор.
Ранее издание Bloomberg писало, что сближение с Россией теперь новая цель политики Германии, потому что их объединяют общие цели. В частности, Берлин и Москва хотели бы добиться построения "Северного потока-2" и защитить свой бизнес от американских санкций.
А президент Словакии обвинил ЕС в игнорированиивмешательство России. При этом, он назвал "Северный поток-2" примером недальновидных, эгоистичных интересов, цена которых безопасность Восточной Европы.