UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа должна построить новый курс отношений с Китаем — Euobserver

В Европе после президентства Дональда Трампа преобладает более умеренный подход, который предполагает осознание различия интересов ЕС и США.

Аналитики уже прогнозировали, что наибольшей геополитической проблемой для Запада в 2021 году будет рост влияния Китая. К тому же, с избранием нового президента США у Европы появился шанс восстановить союзнические отношения с Америкой. Однако, ситуацию осложняет то, что ЕС недавно объявил о новом инвестиционном соглашении с Китаем, пишет Euobserver.

Отвлекаясь на праздничный сезон, мало кто обращал внимание на изменения, которые уже активно приближаются. Большие политические изменения в Европе только спешно «показали свои лица» в видеозвонке с китайским лидером Си Цзиньпином 30 декабря. Можно предположить, что ЕС фактически продемонстрировал свое отношение к Китаю как к влиятельной мировой державе.

Бесспорно, ЕС сильно ободряет то, что новым американским президентом станет именно Джо Байден. Но своей инвестиционной сделкой с Китаем Европа четко дала понять, что не собирается сломя голову бросаться в защитные объятия Америки.

В Европе после президентства Дональда Трампа в США преобладает более умеренный подход, который предполагает осознание того факта, что интересы ЕС и США несколько разошлись, и это различие может быть гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Но с тех пор, как Джо Байдена был избран президентом США, росла надежда, что Запад быстро восстановит союз с Америкой.

Вспоминая привычный взгляд на расположение «глобального центра», ориентированного на Вашингтон, советник Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан не поддержал сближение отношений ЕС и Китая, отметив, что Европе нужна "координация" с Белым домом. Однако ЕС показал, что рассматривает себя как одну из мощных мировых держав, по крайней мере в сфере торговли. А суверенные государства самостоятельно принимают решения.

Координация с Вашингтоном, конечно, была бы позитивным моментом для Европы, если она станет эффективным инструментом для отстаивания европейских интересов.

Но пока США имеет собственное двустороннее соглашение о "первой фазе торговой сделки" с Китаем, передавая американским компаниям преимущество над европейскими конкурентами, отсрочка торгового соглашения ЕС с Пекином выглядит как экономическая и геополитическая ошибка.

Конечно, Вашингтон не слишком доволен тем, что ЕС углубляет связи с Китаем. Демократы встревожены, ведь перспективы обновленного Запада после эпохи Трампа рискуют исчезнуть еще до того, как Трамп уйдет с должности. Однако, геополитическая ситуация в мире меняется, и влиятельным государствам и блокам приходится приспосабливаться к новым условиям.

Европа и США имеют достаточно возможностей совместно усилить давление на Си Цзиньпина, однако это давление должно принести пользу по обе стороны Атлантики. Европейская инвестиционная сделка также четко дает понять, что статус "системного соперника", который ЕС предоставил Китаю в 2019 году, не мешает ему рассматривать Пекин как «делового партнера».

Скорее всего, «холодной войны 2.0» не будет. Несмотря на то, что ЕС стремится защитить свои стратегические отрасли и уменьшить зависимость цепей поставок в важных секторах, блок все еще хочет торговать на рыночных условиях в сферах, которые он считает менее стратегически важными. Однако, если Китай будет слишком агрессивно вести себя на международной арене, то любая дипломатия с Пекином будет под вопросом.

Можно ли заставить Си Цзиньпина бороться с глобальным потеплением? Есть ли какая-то страна, которая не устанавливает системного соперничества с Пекином? Австралия, Новая Зеландия и Япония - влиятельные демократии, не являются «близкими друзьями» Китая. Но это не помешало им подписать собственную торговую сделку с Пекином лишь через несколько дней после победы Байдена на выборах в США.

Запад возлагает огромные надежды на Джо Байдена и это является его самой большой проблемой. Байден говорит о демократии, ценностях и глобальном лидерстве, даже когда положение США в мире изменилось после президентства Трампа, а китайского лидера Си Цзиньпина называет "бандитом", и это является достаточно серьезным заявлением. Однако европейские лидеры, такие как Шарль Мишель, Урсула фон дер Ляйен, Эммануэль Макрон или Ангела Меркель пока не делают слишком громких заявлений в отношении Китая, и это выглядит как достаточно мудрая стратегическая политика, резюмирует издание.

Читайте также: После вступления Байдена на должность Китай рассчитывает на улучшение отношений с США

Что делать с ростом Китая - является самым большим геополитическим вызовом, с которым столкнутся все западные демократии в 2021 году, при этом, ни одна из демократических стран до сих пор не имеет последовательного ответа на этот вопрос. К тому же, Китай стал препятствием на пути к восстановлению отношений Европы и США. Влияние Китая стремительно растет во всем мире. По прогнозам, к 2028 году Пекин догонит США как крупнейшую экономику.