Во вторник правительства стран Европейского Союза договорились о нормировании природного газа этой зимой, чтобы защитить себя от любых дальнейших сокращений поставок со стороны России.
Министры энергетики ЕС одобрили проект европейского закон , призванного снизить спрос на газ на 15% с августа по март. Законодательство влечет за собой добровольные национальные шаги по сокращению потребления газа и, если они приведут к недостаточной экономии, инициирует обязательные действия в блоке из 27 членов.
«Я знаю, что решение было непростым, но думаю, в конце концов, все понимают, что эта жертва необходима. Мы должны и мы разделим эту боль», — заявил журналистам министр промышленности Чехии Йозеф Сикела после председательства на встрече в Брюсселе, пишет AFP.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен приветствовала этот шаг, заявив о том, что «ЕС предпринял решительный шаг, чтобы противостоять угрозе полного прекращения подачи газа со стороны (президента России Владимира) Путина».
Министры энергетики одобрили закон на следующий день после того, как российская энергетическая корпорация «Газпром» заявила, что со среды сократит потоки газа по газопроводу «Северный поток-1» в Германию до 20% пропускной способности. Цены на природный газ подскочили во вторник до самого высокого уровня с начала марта, согласно европейскому ориентиру TTF, и более чем в пять раз по сравнению с прошлым годом.
С тех пор, как в конце февраля Россия вторглась в Украину, а Запад в знак протеста ввел экономические санкции, 12 стран ЕС столкнулись с прекращением или сокращением поставок российского газа.
«Газпром» заявил, что сокращение «Северного потока-1» было вызвано задержками с получением отремонтированной турбины для газопровода. Турбина, которая была отремонтирована в Канаде, еще не установлена, и ожидается, что еще одна турбина отключится, потому что она нуждается в ремонте сейчас, заявил журналистам во вторник официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
«Ситуация критически осложнена введенными в отношении нашей страны ограничениями и санкциями», — добавил Песков. «Если бы не эти ограничения, все операции по техническому, гарантийному и сервисному обслуживанию проводились бы в обычном, рутинном и оперативном режиме, не вызывая ситуаций, подобных той, которую мы наблюдаем сейчас».
В соответствии с министерским соглашением, подписанным менее чем за неделю, 27 стран-членов ЕС могут свободно решать, как лучше всего достичь цели по сокращению среднегодового потребления газа на 15% за последние пять лет.
Франция, например, хочет экономить энергию, снижая температуру офисных термостатов зимой и обеспечивая более эффективное использование кондиционеров в общественных зданиях и магазинах, среди прочих мер.
Исключения допускаются для стран, которые могут иметь определенные факторы уязвимости или могут столкнуться с трудностями, связанными с определенными сокращениями.
Законодательство было основано на предложении комиссии от 20 июля, которая стремится сохранить общий фронт ЕС в войне, которая не имеет признаков окончания. В нем говорится, что скоординированное нормирование позволит блоку в целом пережить зиму, если Россия прекратит поставки газа.
Хотя ЕС согласился ввести эмбарго на нефть и уголь из России, начиная с конца этого года, блок воздерживается от санкций в отношении российского природного газа, поскольку Германия, Италия и некоторые другие страны-члены сильно зависят от импортного газа.
«Германия совершила стратегическую ошибку в прошлом из-за своей большой зависимости от российского газа и веры в то, что он всегда будет поступать постоянно и дешево», — сказал министр экономики Германии Роберт Хабек, который также отвечает за энергетику и является вице-канцлером страны. «Но это не только немецкая проблема».
Перебои в торговле энергоресурсами России с ЕС уже подстегнули инфляцию в Европе до рекордного уровня и угрожают спровоцировать рецессию как раз в тот момент, когда блок восстанавливался после спада, вызванного пандемией.
Энергетический кризис также возрождает политические испытания. В то время как ЕС получил централизованную власть над монетарной, торговой, антимонопольной и сельскохозяйственной политикой, национальный суверенитет в вопросах энергетики по-прежнему в значительной степени преобладает.
Соглашение, заключенное во вторник, знаменует собой еще одну веху в интеграции политики ЕС и управлении кризисом. Прошлые законодательные инициативы ЕС в области энергетики часто включали месяцы или годы переговоров между национальными правительствами.